Взлетная полоса: что и как рассказывают эстонцы о себе, своей стране и истории

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Эстонцы придумали Skype, заполучили в электронные резиденты тысячи иностранцев, в том числе Ангелу Меркель. Они создали самый крутой в Балтии музей, научили петь ковры эстонских мастериц и нашли множество родственных себе языков и народов на европейском и русском севере — от Скандинавии до предгорий Урала.

Эстонский национальный музей в Тарту в эти дни закрыт на карантин. Но когда вновь откроется, стоит там побывать даже тем, кто не любит музеи, а свое представление о прошлом считает единственно правильным.

Как военный аэродром стал «Полем памяти»

Огромное музейное здание — 350 метров в длину! — кажется, вырастает прямо из земли, взлетая вверх. Музей в самом деле стоит на взлётке бывшего военного аэродрома, известного как «дудаевский».

В советские времена здесь дислоцировались самолеты-бомбардировщики, и в самом начале 90-х командовал ими будущий президент Чечни Джохар Дудаев. Идея строить главный эстонский музей страны именно здесь вызывала большие споры.

Конкурс проектов в 2005 году выиграла амбициозная команда молодых и никому тогда не известных архитекторов — японец Цуёши Тане, итальянец Дэн Дорелл и Лина Готмэ из Ливана — к моменту участия в конкурсе они не построили ни одного здания. Проект «Поле памяти» привязан был именно к этому месту.

…Лично я боюсь и с опаской отношусь к национальным музеям: боюсь мифов, и надувания щек и прочего адского пафоса… Но ко дню нашей встречи с Вильяром Похомовым, заместителем директора по развитию Эстонского национального музея (ЭНМ) я уже точно знаю: в Тарту музей не про это.

Skype и дедушка эстонской е-мафии

Странности начинаются с кассы. «Вы из Риги? Удобнее как читать — по-латышки или по-русски?» Через минуту бумажный билет закодирован по языку — приложи такой к монитору и комментарии или субтитры будут на русском. Просто «золотой ключик» какой-то! С ним и идем дальше.

Спутниковый телефон эстонского президента — чемоданище!.. В соседней витрине компьютер и протертое до дыр офисное кресло — рабочее место того самого программиста, что написал код для Skype. (Любил, видно парень работать, забравшись в кресло с ногами!).

Вообще-то дедушкой эстонской э-мафии по сей день считают эстонского президента Леннарта Мери — цифровизация страны в 90-е годы начиналась при нем. Но про президента Мери в музее — другая история.

Пресс-конференцию, вернувшийся из Японии президент как-то раз провел … в мужском туалете Таллинского аэропорта. Вот уж где был контраст со свежими его японскими впечатлениями!.. Позорище на весь мир? Да. Но именно после этой пресс-конференции столичный аэропорт очень быстро отремонтировали.

Неслучайные встречи в веках

Экспозиция про эстонскую историю и культуру называется «Встречи». Хронологически выставки начинаются почти с современности — с 90-х и нулевых годов — и далее ведут вас в глубь веков — в послевоенные советские времена, в начало ХХ века, в эпохи Реформации и Средневековья, в бронзовый — каменный век.

В «колбах»-витринах только подлинники. Все истории и сюжеты документальные, основаны на реальных событиях, фактах и документах. Оценок здесь не дают, но разные точки зрения представляют.

Описания революционных событий 1905 года от интеллигентной горожанки-социалистки и от владельца разгромленной бунтовщиками мызы мало в чем будут схожи. Есть еще взгляд батрака, свидетеля карательных экспедиций…

С мониторов и планшетов звучат исповеди и рассказы о жизни конкретных людей. Говорят о счастье, о жизненных ценностях, о семье и своем понимании свободы.

Что такое свобода для разных людей?

Из сотен интервью, записанных для музея, в экспозицию вошли самые сильные. У большого экрана ты лицом к лицу с говорящим. Остановишься вроде на минутку, но переключаешь на русский титры — и зависаешь: не оторваться.

…Старая Вилма с острова Сааремаа, ноги у нее почти не ходят… Говорит: да, свобода ценная вещь, только это не для меня… Свобода — для молодых, у которых есть и решимость, и смелость этой свободой воспользоваться.

… Седовласый Мати — в тельняшке, на фоне моря — рассуждает о временах своей молодости. Те, кто хотел, все равно были свободны. Вот он сам, например, объехал чуть не весь Советский Союз. Но свобода не в том, чтобы просто болтаться по миру без руля и ветрил…

…А для девочки Керти свобода — не делать домашних заданий и проводить с друзьями времени «сколько захочешь». Для тинейджеров — лихая надпись на майке… Для молодого мужчины вопрос: конец ли твоей мужской свободе после женитьбы?..

Туфли Пилле, туфли Харри, сумка Прасковьи

История одного предмета — главный жанр в музейных рассказах. Перед нами целый стеллаж обуви… Туфли девушки Пилле покупались на свадьбу, в магазине для новобрачных. А Харри свои дефицитные чешские туфли по великому блату достал.

Это же культурный шок для детей ХХI века — узнать, что когда-то нарядные туфли невесты можно было купить только по справке из ЗАГСа!.. И не факт еще, что достанется нужный размер…

 Анекдот эпохи социализма: «Все ходят на работу, но никто не работает. Никто не работает, но планы перевыполняются. Планы перевыполняются, но в магазинах ничего нет. В магазинах ничего нет, но на столах все есть. На столах все есть, но все недовольны. Все недовольны, но все голосуют «за».

…А вот сумка Прасковьи — добротная, кожаная. Самая дорогая и ценная вещь, которую привезла с собой одна из тех многих ребят и девчат, что приехали поднимать разрушенное войной народное хозяйство Эстонской ССР.

А самодельная газонокосилка, сделанная руками эстонского умельца!.. Иностранцам не понять, как — и, главное, зачем?!.. — мастерить такое чудо техники. Из мотора стиральной машины, выточенных на «халтуре» ножей и пластмассового тазика…

«Эхо Урала»: этнография и компьютерные игры

Финно-угорским народам, с которыми эстонцы в родстве, посвящен самый яркий и визуально богатый раздел музея. Заходишь в просторные залы «Эха Урала» и будто в таинственный мир попадаешь.

Можно войти в традиционный дом коми, услышать там храп деда на печи … И обнаружить в ретро-убранстве избы виртуальную «скатерть-самобранку». Крути горшок на экране стола — узнаешь, чем кормили домочадцев тут в будни и в праздники.

Дальше идешь — попадешь на удмуртской свадьбу. Здесь вам и музыка, и праздничные одежды, и мультики, и компьютерные игры.

Кто же все это придумал?

Мой собеседник Вильяр Похомов — в качестве генерального продюсера работал над созданием концепции. Должность предполагала контакты с архитекторами и проектирование эстонской части экспозиции. Сегодня он замдиректора по развитию ЭНМ.

— С самого начала мы не хотели быть этнографическим музеем, а говорили об этнологии — науке о человеке, обо всех сферах его жизни. Поэтому нас не особенно интересуют даты — мы не исторический музей… Нас не интересуют и какие-то особо важные персоны, оставим это другим… Нам важно же важно показать события жизни обычного человек, и то, как менялась жизнь этих людей на больших промежутках времени.

Все начиналось с компании единомышленников в человек в 15-20. Обозначили главные темы, договорились о принципах. Под конкретные темы привлекали специалистов. Теперь шутят: над каждой музейной витриной трудились по три доктора наук, пять художников плюс еще человек семь!..

Вместе работали математики программисты-практики и университетские исследователи, химики, музыканты, историки, фотографы и дизайнеры, архивариусы, специалисты по текстилю. Так и выросли из этнографической коллекции в большой Национальный музей.

Экспонаты — любимцы публики

Посетителям интересна «Дама из Кукрузе», жившая в ХIII веке. Захоронение, обнаруженное в 2009-м, исследовали эстонские и зарубежные специалисты — и сумели воссоздать внешний облик гостьи из прошлого, ее возраст, украшения, одежды.

В разделе о Реформации ищут ту саму Мадонну. Голографическое изображение Мадонны от удара рассыпа́лось у всех на глазах, демонстрируя, как в одночасье меняется мир. Но от такого интерактива пришлось отказаться, уважив чувства верующих.

Есть еще ящик с «Музыкой ковров». Почему бы орнаментам не зазвучать?.. Математики рассчитали, айтишники написали код, музыканты переложили на музыку. Вот вам и песни эстонских ковров! Сумасшедшая идея стала изюминкой этнографического раздела экспозиции.

* * *

Кому в первую очередь адресованы байки, рассказанные в экспозициях Эстонского национального музея?..Туристам, которые хотят побольше узнать о стране? Или самим эстонцам?.. Статистика говорит сама за себя: с осени 2016 в музее побывали более 800 тысяч посетителей, в том числе 15 процентов иностранцев.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное