Выкрасть дочь Брице нельзя, а судиться бессмысленно

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Дочь гражданки Латвии Лайлы Брице Катрину, отданную по решению британского суда на усыновление, вывезти из Великобритании невозможно — необходимо согласие тамошних властей или же придется идти на грубейшие нарушения закона. Процессы в международных судах выглядят малоперспективными, считает правительство, сообщает со ссылкой по подготовленный правительством документ LETA.

В проекте ответа Кабинета министров на запрос парламентской подкомиссии по демографии, предложившей несколько вариантов действий, говорится, что немедленно доставить Катрину Брице в Латвию можно только с согласия британских социальных служб и в результате соответствующего вердикта суда. Перемещение же несовершеннолетних через границу без согласия опекунов будет считаться международным похищением ребенка в понимании Гаагской конвенции 1980 года, говорится в проекте ответа.

Возможность обратится с иском «Латвия против Великобритании» в Международный суд в Гааге в связи с нарушением Венской Конвенции о консульских отношениях и Конвенции ООН о правах ребенка теоретически есть. Однако, подчерикивается в документе, Латвия не признает юрисдикцию Международного суда. Великобритания, напротив, признает, но сделала оговорку, что не признает иски, поданные государствами, которые сами не признают решения этого суда. Таким образом, цитирует LETA проект документа, подача иска против Великобритании возможна только после достижения с этим государством предварительной договоренности о том, что обе стороны признают вердикт.

Кроме того, считает правительство, международное судопроизводство может оказаться процессом, требующим значительных времени и ресурсов, а результат его непредсказуем. Наконец, такой иск может повлиять на отношения с Великобританией в целом.

Комментируя возможность обращения с иском в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), правительство указыват: у Латвии есть опыт участия в нескольких процессах в ЕСПЧ в качестве третьей стороны (а также в качестве государства-ответчика — Rus.lsm.lv). Европейская конвенция по правам человека предусматривает возможность подачи государством иска в ЕСПЧ против другого государства (оба должны присоединиться к конвенции, что в случае Латвии и Великобритании выполняется). Однако это исключительный механизм, который используется в исключительно редких случаях, которые связаны с массовыми и длительными нарушениями прав человека или же с затянувшимся межгосударственным спором, который не удается разрешить путем дипломатических переговоров.

Одновременно в проекте письма, согласно LETA, подчеркивается, что сотрудники латвийских дипломатических и консульских служб работают в других государствах на основании норм международного права, которые запрещают вмешательство во внутренние дела принимающей страны. Попытки любым способом остановить судебные процессы в Великобритании или же как-то иначе повлиять на них будут сочтены не только угрозой независимости судебной власти, но и «грубым нарушением дипломатических и консульских функций, установленных Венскими конвенциями — 1963 года о консульских отношениях и 1961 года о дипломатических отношениях».

Наконец, разъясняет правительство, такие действия могут привести к обострению дипломатических отношений и даже к признанию латвийских дипломатов персонами нон грата. Реакция самой Латвии на попытки иностранных дипломатических и консульских представительств подобным образом вмешаться в ее внутренние дела всегда была очень острой, заключает правительство.

Как уже писал Rus.lsm.lv, 28 октября британский суд вынес окончательный вердикт в тяжбе по делу несоврешеннолетней гражданки Латвии Катрины Брице. Суд отказался вернуть ребенка, в 2010 году отобранного английскими властями, матери — Лайле Брице, также гражданке Латвии. Девочка будет передана на удочерение в приемную семью. Предыдущий вердикт, также неблагоприятный для Лайлы Брице, был вынесен, как уже сообщал Rus.lsm.lv, в начале августа этого года. Британский Апелляционный суд подтвердил решение предыдущей инстанции о том, что дочь Лайлы Брице, Катрина, должна быть удочерена в Великобритании.

Предысторию дела Rus.lsm.lv выяснил из вердиктов по двум предыдущим процессами (оригиналы вердиктов от 1 мая 2013 года и 6 августа 2015 — здесь и здесь, краткое изложение признанных судом достоверными фактических обстоятельств изъятия ребенка на русском — здесь).

В марте 2010 года полиция и социальные службы обнаружили, что девочка (на тот момент неполных двух лет от роду) находится одна в лондонской квартире. Полицейские увидели, что девочка была в сваливающемся памперсе, испачкана калом и дрожит от холода, а в грязной и запущенной квартире чувствуется очень сильный запах фекалий. Ребенок был изъят на попечение государства в тот же день. Кроме того, Лайла Брице несколько раз задерживалась британской полицией на улице в состоянии, которое стражи порядка сочли опьянением. В итоге суд первой инстанции — по семейным делам — постановил, что девочка жила в условиях «существенного небрежения» и поэтому должна быть передана на удочерение (адопцию) в Великобритании. Суды во всех последующих инстанциях Лайла Брице проигрывала.

Однако вопреки международной практике и требованиям Венской конвенции, изначально занимавшиеся судьбой девочки британские местные власти не проинформировали латвийские консульские органы о произошедшем. В результате Латвия не принимала участия в решении судьбы своей гражданки. Латвийские дипломаты и юристы подключились к тяжбе только в 2014 году. В августе этого года суд в вердикте указал: крайне маловероятно, что более раннее привлечение Латвийской Республики существенно изменило бы что-нибудь.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное