На телевизионный юмор теперь смотрю совсем другими глазами, признается исследователь Латвийского университета Сигита Струберга. В течении полугода ей пришлось просматривать и анализировать вечерние шоу Первого канала Российского телевидения— «Максим Максим», Yesterday live, «Прожекторперисхилтон» и «Вечерний Ургант», чтобы выяснить, как шутка может влиять на аудиторию.
«Юмор — это мягкая и уводящая зрителя от критического мышления форма. Смотришь шоу и отдыхаешь. Внимание расслаблено. И слушаешь по-другому те новости, что тебе предлагаются», - рассказывает Струберга.
Так президент России в этих программах всегда представлен как сильный, интеллигентный и галантный мужчина, в отличии от лидеров других стран. При этом Сигита Струберга отмечает, что три из четырех программ, которые она анализировала, производит компания «Красный квадрат». А компания эта принадлежит близкому другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу.
Досталось от исследователей и программе КВН. Клуб веселых и находчивых - это инструмент стратегической коммуникации и коммерческий проект, этот бизнес стал возможен и растет, потому что у владельца бренда КВН особенные отношения с Кремлем, говорится в исследовании.
Юмор всегда был частью политической словесной идеологии, конфликтов и войн, говорит директор Центра стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс:
«Юмор разоружает аудиторию — очень сложные контроверсальные темы можно понять через юмор. Так они намного легче это воспринимается. Юмор — элемент психологической защиты. Если ситуация очень плохая, человек через юмор может легче пережить трудности».
«Чем ближе к фронту, тем люди больше шутят», «мы эту войну засмеяли» - шутки лучшая контрпропаганда, считает украинский исследователь Максим Кияк.
Насколько опасен Российский юмор — захотели узнать в Министерстве обороны Латвии, именно это учреждение заказало исследование. В свою очередь Министерсво иностранных дел России уже высказало свое мнение: «Страна НАТО в 2014 году говорила, что не надо путать культуру и политику. А сейчас альянс публикует какие-то исследования. Кому верить? Кто врет?».