Роль социальных сетей в предвыборных кампаниях становится все более значимой. Это ясно показал референдум о выходе Великобритании из состава ЕС. Четко отобранным по интересам, полу, профессии и возрасту группам населения посылалась реклама с обещанием, что Brexit облегчит их жизнь.
Хотя в самом факте отбора целевой аудитории для рекламы нет ничего нового или противозаконного, много вопросов вызывает то, кто стоит за конкретной политической рекламой, сколько за нее заплачено и какие у нее масштабы. Это в Зальцбурге подчеркнул и Кучинскис: «Никто не может, образно выражаясь, залезть внутрь и понять, какие там алгоритмы, по каким принципам и признакам работают эти сети».
Чтобы сделать правила игры более честными, комиссар ЕС по юстиции Вера Юрова на прошлой неделе выступила с рядом предложений. «Мы хотим добиться четырех вещей. Во-первых, оградить людей от манипуляций и гарантировать, что их личные данные не будут украдены и использованы в корыстных целях. Во-вторых, политическая реклама в Интернете становится все более распространенной. Статистика показывает, что партии все чаще и чаще рекламируются именно в Интернете. Поэтому это должно происходить на ясных и прозрачных условиях, с соблюдением тех же правил, что и за пределами Интернета. В-третьих, мы хотим, чтобы выборы были ограждены от кибератак. И, в-четвертых, мы хотим, чтобы европейцы имели более высокий иммунитет к влиянию пропаганды и дезинформации».
Эти идеи попали и на стол лидеров стран ЕС во время их встречи в Зальцбурге, которым они дали зеленый свет. Но звучат сомнения в том, хватит ли этих советов и рекомендаций при серьезной атаке.
Кучинскис считает, что у Латвии в этой области есть опыт, которым мы можем поделиться с другими странами. Было бы важно, чтобы Европа сообща наладила контакты с такими корпорациями, как Facebook, Google и Twitter. Премьер также призывает не полагаться только на обещания этих компаний добровольно бороться с дезинформацией. Это ему напоминает обещания банков самостоятельно очиститься от теневых капиталов.
«Было время, когда все доверяли банкам и верили в то, что они сами смогут создать механизмы, чтобы к ним не шли грязные деньги. Все ждали, когда это произойдет, и банки обещали. Мы-то со своими проблемами сейчас уже почти справились, но оказалось, что эта проблема намного более серьезна. В нее вовлечены страны, о которых вообще раньше никто не говорил».
Работа над предложениями Еврокомиссии продолжится в октябре. А первым их тестом станут выборы в Европейский парламент в мае следующего года.