«В долгосрочной перспективе Россия останется доминирующим поставщиком газа в Европу, поскольку альтернативных источников недостаточно, — говорится в отчете. — Традиционная добыча газа в Европе неуклонно снижается, а воспроизвести «сланцевую революцию» по модели США у европейцев не получится: трудноизвлекаемый газ в лучшем случае восполнит сокращение традиционной добычи».
Зависимость от российского газа можно было бы снизить за счет развития внутриевропейской сети газопроводов, что позволило бы осуществлять свободный переток газа между европейскими странами. Но пока, по данным Fitch, существующие в Европе регазификационные терминалы в основном сосредоточены в Южной и Западной Европе. Возможности перенаправить этот газ в страны Восточной и Центральной Европы, наиболее зависимые от российского газа, весьма ограниченны. Да и реализация этой задачи требует гигантских инвестиций — до 200 млрд евро. Сейчас Еврокомиссия определила 27 приоритетных проектов, критически важных для обеспечения энергобезопасности.
При этом, хотя в Европе и возлагают большие надежды на импорт СПГ, рост глобальных мощностей по сжижению газа, по мнению Fitch, будет недостаточным, для того чтобы составить конкуренцию российскому газу в Европе. По прогнозам, к 2035 году общий экспорт газа из США в форме СПГ составит 50 млрд куб. м. Американские поставки, таким образом, не смогут полностью закрыть собой ту часть европейского рынка, которая сейчас зависит от России.
«Миллиарды кубометров СПГ не имеют большой значимости, поскольку в европейских странах добыча падает на схожие величины», — указала директор Международного энергетического агентства Мария ван дер Хувен. Она также отметила, что сейчас центр потребления газа смещается в Азию, и Брюсселю не стоит рассчитывать на весь объем американского экспорта.
В любом случае, если Россия и «Газпром» почувствуют угрозу, они отреагируют снижением цен на поставляемый газ, считают эксперты агентства.
«Если Европа найдет надежную и более дешевую альтернативу российскому газу, Россия и «Газпром» сядут за стол переговоров с предложениями снизить цены», — предполагает Fitch, оговариваясь, что это «не центральный сценарий».