Латвийский фермер в Грузии: тяжело, когда местные не хотят работать

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Одной из крупнейших в Грузии молочных ферм управляет латвиец Янис Бертулсонс. Посол Латвии в Грузии называет эту ферму «историей успеха наполовину» — результаты очень хорошие, но дались очень уж тяжело, говорится в подготовленном в ходе недавнего визита президента Андриса Берзиньша репортаже Латвийского Радио.

Ферма находится на расстоянии всего-то 10 минут езды от столицы страны, Тбилиси, но по подъездной дороге президентский кортеж пробирается с большим трудом. В конце пути обнаруживается ферма, выглядящая так, словно ее забросили много лет назад: окна выбиты, окрестности запущены.

В этой непрезентабельной обстановке содержатся несколько десятков дойных коров, которые дают невероятное по грузинским понятиям количество молока. В среднем по стране от коровы получают 2-3 литра молока в день, а здесь — примерно 13, и даже больше. Стадо здесь предполагается постепенно довести до примерно 160 голов.

Осмотрев силосоподобную массу, которой как раз кормили коров, министр земледелия Янис Дуклавс резюмировал — можно закупить дорогих коров, но если их нормально не кормить, молока не получишь: «Да, им есть над чем поработать в этом вопросе, им просто есть над чем поработать».

Самой большой проблемой, тем не менее, управляющий хозяйством Янис Бертулсонс считает загрязненные окрестности. Поэтому на ферме на постоянной основе — чуть ли не единственные в таком режиме на всю Грузию — работают два ветеринара. Они регулярно ездят за новым опытом, в том числе и в Латвию. «Здесь настолько загрязненная почва, что мы постоянно в буквальном смысле из коров достаем куски мусора. А они из-за этого довольно часто дохнут. Тут много что предстоит сделать...» — рассказал Бертулсонс.

В отличие от окружающей, среда для бизнеса в Грузии довольно благоприятная.

Правда, надо уметь ее правильно использовать. «Вроде и земля дешевая, и зарплаты не такие высокие, как в Латвии, а люди на руки получают больше, потому что налоговая нагрузка очень мала. Но — такова уж Грузия — местные на каждую работу нанимают «своего» человека. У нас сейчас на ферме заняты 16 работников, а было 50, адо того и все 70. А я считаю, что нам и 4-5 хватит», — заявил Бертулсонс.

Труднее всего принять рабочие традиции грузин — поздние приходы и не слишком большой энтузиазм. В Латвии Грузию рассматривают в первую очередь как рынок сбыта, сами грузины куда больше заинтересованы в инвестициях. Бертулсонс убежден, что сначала самим грузинам нужно весьма основательно поучиться.

«Они отчасти живут в Советском Союзе, ведь, как известно, в СССР Грузия была одной из трех республик, где жизнь была лучше всего. Их субсидировали до такой степени, что можно было вообще ничего не делать. И это самая большая проблема — они должны собраться и поднапрячься, а не сидить и ждать, что придет американец и даст денег, придет латыш и тоже даст», — указывает Бертулсонс.

Впрочем, завершает репортаж Латвийское Радио, перемены, произошдешие за три года только на этой ферме, доказывают: именно латвийские советы и опыт могут оказаться самыми ценными для грузин. И на такие советы надеются не только сельскозяйственники, но и политики, продолжающие курс на сближение страны с ЕС и НАТО.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное