Все дни были у делегации заняты многочисленными встречами, свободного времени почти не оставалось. Латвийцы гостили в полутысяче километров от зоны боевых действий, но этой больной темы касались в любом разговоре, признал Кристапсонс в интервью региональному изданию Kurzemes vārds.
Общались на русском. На английском говорило молодое поколение. Гостям рассказали, что Львовская и Черниговская области настроены по-западному, жители ждут возможности вступить в Евросоюз. Неудивительно, что латвийскую делегацию воспринимали как окно в Европу.
Экономическая ситуация на Украине критическая – по словам мэра Павилосты, с нашими зарплатами там можно чувствовать себя миллионерами. Средняя зарплата на Украине – 70 евро, средняя пенсия – 50.
Продукты, алкоголь, табак, многие местные изделия стоят дешево, а ресурсы из России – горючее и газ – несопоставимо дорого. К примеру, бензин стоит примерно как в Латвии.
"Сравнивали все время: мы говорим, что у нас плохие дороги, так на Украине их просто нет. Несколько лет назад благодаря чемпионату Европы по футболу магистраль из Варшавы до Львова и Киева привели в порядок – это было требование организаторов. А трассы, по значимости сопоставимые с Вентспилсским или Приекульским шоссе – в жутком состоянии. Ямы на дороге – величиной с ванну".
Кристапсонс пояснил, что не знает, какая там разрешенная скорость, но все равно ехать быстрей, чем на 30 км/ч, невозможно.
Местная власть проблему понимает – на Украине отменен дорожный налог. Понимают и то, что не могут себе сейчас позволить хороших дорог. В одном из самоуправленческих учреждений, где побывали латвийцы, работники уже три месяца не получают зарплаты. А ведь надо платить за жилье, чем-то питаться и кормить детей. Сельчанам легче – спасают огороды. Из-за ухудшения экономической ситуации и снижения курса гривны многие уезжают на заработки за границу.
В целом же проблемы у общества такие же, как и у нас – молодежь уезжает, население стареет, детей нет, приходится реформировать школы. Украинцы также говорят, что законодательство в стране почти не работает, а коррупция процветает.
Низкие затраты на рабочую силу обеспечивают конкурентоспособные цены на продукцию. Один предприниматель из Смилтене уже договорился, что будет распространять в Латвии украинские полотенца. Другой хочет заняться украинскими уличными тренажерами. Сельскохозяйственная продукция – дешевая. Такие большие яблоки, как к нам привозят из Польши, на Украине стоят три цента за килограмм. Но Латвия интересует украинцев как транзитная страна, ведь теперь российский рынок для них закрыт; те предприятия, которые сумели не обанкротиться, ищут новые рынки сбыта транзитом через Латвию, Польшу, Эстонию.
По наблюдению Кристапсона, продукты в стране производятся почти все сплошь натуральные – сельчане субсидий не получают, денег нет, так что и химикатов на полях почти нет.
Раньше представители Павилосты очень хотели приобрести украинские землечерпалки. Предприятие из Херсона заинтересовалось – ведь если техника попадет в Павилосту, то это может открыть путь на европейский рынок. Но когда землечерпалка наконец-то была доставлена в Павилосту, управляющий местным портом Рональд Гришкевич выразил сильные сомнения, что с таким стилем работы украинцы смогут прорваться в Европу.
Изначально Павилоста планировала заключить договор о сотрудничестве с Черниговом. Но в итоге самоуправление установило дружеские отношения с Городком Львовской области.
В один из дней латвийцы несколько часов провели в Киеве. На центральной площади видели и фотографии погибших. Настроение у делегации было подавленное.