Совещание на уровне военных экспертов обронных ведомств планируется в Москве в сентябре, заявил, согласно российскому правительственному агентству ТАСС, замминистра обороны РФ Анатолий Антонов.
По словам Антонова, на последовавшем после Варшавского саммита Североатлантического альянса заседании Совета Россия — НАТО
Москва предложила «позитивную программу» с целью «деэскалации напряженности и предотвращения военных инцидентов по линии соприкосновения вооруженных сил сторон».
«В качестве приоритетной задачи в этой сфере в Минобороны России рассматривают готовность на основе взаимности обеспечить полеты военной авиации над Балтикой только с включенными транспондерами. С этой целью эксперты НАТО и не входящих в альянс Балтийских государств приглашены в Москву для проведения консультаций и выработки согласованных мер по реализации этой инициативы президента Финляндии Саули Ниинисте», — добавил Антонов.
«В частности, (...) повышению безопасности полетов авиации способствовало бы возобновление российско-натовской Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве», — цитирует Антонова другое российское агентство, Интерфакс-АВН. Замминистра заявил, что
РФ готова «к совместной работе по исключению инцидентов на море и в воздухе на базе двусторонних соглашений в этой сфере, а также к консультациям с оборонными ведомствами Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Швеции и Финляндии
по устранению взаимных озабоченностей в связи с военной деятельностью в приграничных районах».
«Министерство обороны не получало никаких приглашений от российской стороны.
Комментировать сообщения масс-медиа в данном случае не считаем возможным», — ответила на запрос Русского вещания LTV7 советник министра обороны Латвии Лига Крапане.
Военное ведомство Литвы сообщило, что внимательно изучит предложения России. «После последней встречи Совета НАТО — Россия Москва внесла союзникам по альянсу ряд предложений.
Эти предложения Литва, как и другие союзники по НАТО, перед тем, как предпринять другие шаги, внимательно изучит и рассмотрит.
(...) Использование транспондеров и применение многих других рекомендаций для безопасных полетов авиации, меры по улучшению военной прозрачности и снижению риска, а также их применение в значительной мере повышает стабильность и безопасность в евроатлантическом пространстве. Эти вопросы можно было бы рассмотреть в ОБСЕ», — цитирует Интерфакс-АВН комментарий Министерства обороны Литвы.
Министерство обороны Эстонии сделало похожее заявление. В ведомстве подтвердили, что военный атташе посольства этой страны в Москве получил от Министерства обороны РФ приглашение принять участие в консультациях.
«Мы тщательно взвесим это предложение, проконсультируемся с союзниками и выработаем мнение в течение разумного времени»,
— изложил порталу общественных СМИ Эстонии ERR официальную точку зрения своего ведомства и.о. начальника отдела по связям с общественностью Министерства обороны Эстонии Артур Югасте. Он, однако, предупредил, что
военное сотрудничество с Россией может обсуждаться только после выполнения требований НАТО
— прекращения оккупации Крыма, вывода российских войск из оккупированных областей Украины и прекращения поддержки донбасских сепаратистов.
В свою очередь, председатель комиссии по обороне парламента Эстонии Марко Михкельсон заявил, что «желание [России] говорить о безопасности полетов [в регионе Балтийского моря] и снизить напряженность можно только приветствовать. (...) Разумеется, это в наших общих интересах, если речь идет об искреннем желании России снизить напряженность, и против этого нельзя ничего возразить». Однако, как сообщает ERR, Михкельсон одновременно призвал с осторожностью относиться к инициируемым Россией дискуссиям по вопросам безопасности.
Как уже писал Rus.lsm.lv, за несколько дней до начала саммита НАТО президент России Владимир Путин во время визита в Финляндию согласился с предложением президента этой страны Саули Ниинисте — о том, что военные борта над Балтикой всегда должны летать с включенными транспондерами. (Эти устройства автоматически передают позывные, курс и высоту самолета, что делает самолет «видимым» на экранах гражданских радаров. Военные радары «видят» и самолеты, у которых транспондеры не включены — однако не могут установить ни национальную принадлежность таких бортов, ни их конечный пункт назначения, что приводит к необходимости поднимать для опознания «призрака» истребители.)
Осенью прошлого года Rus.lsm.lv писал, что с точно таким предложением в ООН от имени стран Балтии выступала Латвия. Реакции РФ не последовало. До сих пор Россия неизменно утверждала, что соблюдает все требования (формально это так: выключение транспондеров в международном воздушном пространстве не является нарушением, но считается неэтичным, и такие военные самолеты должны «уступать дорогу» гражданским бортам) и обвиняла НАТО в полетах без транспондеров. Однако диспетчерские службы, например, нейтральной Швеции указывают — хотя и НАТО не без греха, в основном такие «провокационные полеты» характерны для ВВС России. Rus.lsm.lv неоднократно сообщал о случаях «почти столкновений» российских военных самолетов с рейсовыми лайнерами в воздушном пространстве над Балтийским морем.
Аналитики сочли изменение позиции Путина попыткой послать Варшавскому саммиту НАТО своеобразного «голубя мира». «Путин смотрит в будущее за пределами нынешнего цикла развертывания и контрразвертывания России и НАТО. Желание нормализовать отношения просматривается и в обращениях Путина к США и их союзникам», приводил Rus.lsm.lv мнение аналитика американского «реал-политического» Центра за национальный интерес Саймона Сараджяна.