Как будет выглядеть эпоха Covid-19 для геологов будущего

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Глобальные катастрофы оставляют на теле планеты шрамы, по которым специалисты могут примерно восстановить масштаб и характер давних бедствий. Оставит ли пандемия коронавируса след в геологической истории Земли — и каким этот след может быть?

Этот вопрос заинтересовал группу ученых британского Лестерского университета. В статье, опубликованной на академическом портале The Conversation, доктора геологических наук Рэйчел Холмс и Алиса Фуганьоли и профессор палеобиологии Ян Заласевич рассказывают о результатах своего умозрительного эксперимента на тему возможных геологических последствий Covid-19.

Ископаемые маски

Пандемия не оставит прямых и конкретных свидетельств для геологов и палеонтологов, поскольку вирусы не превращаются в окаменелости. Но будет много косвенных признаков, по которым ученые далекого будущего смогут понять, что в 20-х годах XXI века человечеству выпали трудные испытания.

В залежах так называемых «техноископаемых» — остатков предметов, произведенных человеком — будут выделяться слои одноразовых масок и перчаток. Уже сейчас на мусорные свалки практически всех стран мира отправляются десятки миллиардов этих защитных средств. В их составе присутствует пластик, они долговечны и легко превращаются в окаменелости, пишут авторы.

Процесс фоссилизации (окаменения) перчаток и масок может принимать разные формы. В руслах рек или на дне озер будут скапливаться относительно неповрежденные перчатки и маски. Со временем они покроются слоями осадочных отложений и затвердеют в новообразованных породах.

Часть масок и перчаток неизбежно попадет в океан и будет выброшена волнами на дальние берега. Уже сейчас во время уборки пляжей во многих странах мира обнаруживаются приплывшие невесть откуда «стаи» масок. Течения также будут уносить этот мусор далеко в океан, увеличивая площадь и без того огромных плавающих островов из использованного бытового пластика. Эти образования дрейфуют, медленно разлагаются на миллиарды частиц, которые тонут, смешиваясь с глубоководным морским илом.

Для нас и многих будущих поколений это станет огромной экологической проблемой — в дополнение к миллионам видов других «техноископаемых», которые уже производит человечество. Одновременно это повышает шансы того, что в отдаленном будущем зоркий палеонтолог сможет разглядеть эти красноречивые следы событий 2020-х годов.

Углеродный след и ракушки-захватчики

Загрязнение пластиком увеличивается, и это плохо, но, с другой стороны, массовая остановка производства и сокращение авиационного и морского сообщения привели к резкому снижению углеродных выбросов в атмосферу. В будущем это можно будет увидеть в снижении уровня атмосферного CO₂ в слоях полярных льдов. Пока что это сокращение незначительно, но выбросы других парниковых газов, таких, как оксид азота, тоже заметно снизились, и это будет заметно. Об очищении воздуха ученые будущего смогут также судить по уменьшению числа окаменелых частиц сажи в слоях отложений на дне озер.

Снижение торговой активности оказало положительное влияние на экосистемы океанов. В условиях глобализации торговли инвазивные виды морских организмов (например, черноморский моллюск дрейссена) в последние годы были развезены в балластных водах судов по всей планете, что угрожает сложившимся экосистемам. Сокращение активности в сферах рыболовства и морской торговли, вызванное пандемией Covid-19, может немного ослабить этот палеонтологический сигнал, замедляя распространение новых инвазивных видов между портами мира.

Однако, если восстановление экономики после кризиса будет быстрым, любые подобные свидетельства будут малозаметны. Вполне возможен худший вариант развития событий. Стремясь побыстрее преодолеть последствия карантинов и остановки производства, правительства стран мира будут стимулировать экономику, ослабляя экологические требования. Это может ускорить вымирание видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, прогнозируют ученые.

Главный урок пандемии

Лучший вариант, который к тому же даст явственный геологический эффект: пандемия должна стать катализатором для изменения воздействия человека на планету, например, за счет декарбонизации промышленности и перехода к низкоуглеродной экономике в глобальном масштабе.

Авторы приводят мнение французского философа и антрополога Бруно Латура: главный урок пандемии состоит в том, что глобальную экономическую машину можно резко остановить. По словам бывшего исполнительного секретаря Комиссии ООН по изменению климата, главного «архитектора» Парижского соглашения по климату 2015 года Кристианы Фигерес, восстановление после кризиса можно использовать для преобразования промышленности и сокращения углеродных выбросов, а не просто возвращаться к прежнему уровню производства. Если политика «нового зеленого курса» будет реализована, слабые обнадеживающие геологические сигналы могут стать постоянными.

Как могут выглядеть эти сигналы в геологическом будущем? Если выбросы парниковых газов продолжат сокращаться, результат будет зафиксирован не только в ледяных кернах и отложениях на дне озер, но и в кораллах, кольцах деревьев и сталагмитах. Инвестиции в проекты восстановления экосистем увеличат разнообразие растений и животных, чьи кости, раковины и пыльца попадут в слои отложений, которые будут исследовать ученые в будущем. А развитие безотходной экономики может замедлить и, в конечном итоге, остановить захламление планеты одноразовым пластмассовым мусором.

Эта часть будущего пока еще не высечена в камне, но в очень дальней перспективе камни расскажут нашим потомкам, какой путь мы в итоге выбрали, резюмируют ученые.