Если Украина одержит победу, у нас тоже будет шанс — белорусские беженцы в Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Если Украина одержит победу над Россией и режимом Путина, то у Беларуси тоже появится шанс избавиться от Лукашенко, считают Владислав и Виталий — белорусские беженцы, укрывшиеся в Латвии от преследований.

Первоначальные ожидания не оправдались

Владислав и Виталий Кузнечики, отец и сын — оппозиционеры режима Лукашенко, бежавшие из Беларуси и попросившие убежище в Латвии. Они признаются, что их первоначальные ожидания не оправдались.

«Теперь мы понимаем, что диктатуру, подобную лукашенковской и путинской, мирным путем не свергнуть. Надо готовиться и протестовать более агрессивно. Не так, как раньше — с цветами. Надо вовремя подготовиться», — заявил Виталий.

Владислав соглашается: «Да, нельзя решить мирным путем. Тогда мы думали, что это возможно. Сначала думали, что протест победит. Мы даже были в этом уверены, думали, что это лишь вопрос времени. В 2020 году думали — все произойдет к Новому году, потом — может быть, весной. После этого поняли, что репрессии будут только усиливаться.

Людей сажают в тюрьмы. И, естественно, протестов становится все меньше и меньше. Потому что люди просто боятся выходить на улицу. Убийства, изнасилования, пытки — все это было и есть».

«Репрессии продолжаются, — продолжает Виталий. — Каждый день на странице правозащитной организации «Весна» появляются новые имена политзаключенных.

«Просто на фоне войны в Украине многие об этом сейчас не говорят. Но репрессии... даже среди знакомых находящихся здесь белорусов...  Не говоря об остальных, о которых мы просто не знаем», — говорит Владислав.

«Надеемся, что Украина выстоит»

«По сути, Беларусь оккупирована российскими войсками. Лукашенко — как сторож Беларуси. Потому что запугал всю нацию. Все теперь боятся что-то сказать», — рассуждает Виталий.

«Все сейчас зависит от того, чем закончится война в Украине. Мы надеемся, что Украина выстоит. Отстоит свою независимость и свободу. Тогда, возможно, появится возможность для нас, Беларуси. Лукашенко и Путин теперь связаны друг с другом», — подчеркивает Владислав.

Виталий добавляет: «Режим Путина поддерживает режим Лукашенко. По сути, он один».

В подвале посольства почти два года

Оба оказались в Латвии совсем недавно — в июне. Их долгий путь начался с волны протестов, когда в Витебске во время мирной акции омоновцы напали на отца Владислава. «Было около 3-4 милиционеров. Недолго думая, я сразу побежал туда, чтобы спасти отца, потому что его били и использовали слезоточивый газ», — вспоминает Владислав. — «Он лежал на земле, и я понял, что надо что-то делать. Я вырвался туда и каким-то образом мне удалось его спасти, вытащить оттуда, от ОМОНа».

Потом началось преследование мужчин. Больше они не могли появляться дома: прошел обыск, допрос родственников и соседей.

Владислав продолжает: «И мы решили поехать в Минск и перепрыгнуть через забор шведского посольства. Мы слышали, что Швеция — одна из самых гуманных стран в Европе и что они помогут». Шведы отказали Беларуси в выдаче беженцев и разрешили им остаться в подвале посольства».

«Когда выходишь из подвала, там есть ступенька. Мы могли выйти на эту ступеньку и просто постоять. Мы не ходили по территории посольства», — говорит Владислав.

«Сначала мы вышли на территорию поговорить с родными. А через какое-то время, минут через 10-15 туда приехала милиция и начала кружить вокруг посольства. Поэтому сотрудники посольства попросили нас не выходить на территорию, только на ту лестницу, чтобы подышать воздухом», — поясняет Виталий.

Так прошел год и 10 месяцев. Белорусские власти не разрешили шведам вывезти мужчин за границу, несмотря на то, что у Владислава онкологическое заболевание и ему необходимы обследования. Тогда они решили покинуть Беларусь самостоятельно.

Бегство в Евросоюз

«Я начал отращивать бороду за 3 месяца до этого, чтобы как-то изменить свою внешность, — говорит Виталий. — «Мы надели шапки и очки и, когда были на вокзалах или в местах скопления людей, не поднимали головы, чтобы не «светиться» на видеокамеры. Уже когда шли ближе к границе, может быть в километре или чуть меньше, увидели свет фар позади нас, подумали - это пограничники. Скорее всего, так оно и было. Было около часа ночи или чуть позже. И мы решили зайти в болото, замести следы, чтобы собаки не «зацепили». И мы пошли по болоту, прошли по нему уже до самой границы, где, как мы думали, нет забора. Но наткнулись на забор из колючей проволоки. Мы перекинули наши сумки. Там было три слоя спиралей колючей проволоки. Мы сняли куртки, накинули на колючки, чтобы не пораниться и перелезли».

Когда вскоре увидели предупреждающие знаки, написанные на латышском языке, поняли, что спасли себя. Это Европейский Союз, Латвия. «Мы сразу сказали, что просим убежище», — вспоминает Владислав.

Виталий подчеркивает: «Когда услышали, что мы белорусы, отношение к нам сразу было очень хорошее. Никаких угроз. Нас довезли до пограничного пункта, посадили в комнату. Сопровождавший нас пограничник угостил чаем и бутербродами, которые приготовила ему жена».

«Сейчас мы ждем предоставления статуса, а потом посмотрим, какую работу сможем получить в Латвии», — продолжает Владислав. — В зависимости от того, как будет с работой и зарплатой — тогда и будем думать, оставаться здесь или куда-то дальше, в Европу».

Отец и сын подчеркивают, что хотят вернуться домой - «в нашу страну, которая будет свободна от диктатуры, с нормальным демократическим обществом».

А больше всего хотелось бы обнять своих близких – жен, детей, родителей, с которыми беженцы в разлуке почти два года.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное