Персона
Питер Ван Остайен
Бельгийский историк, арабист, специалист по исламизму. Аналитик и автор ряда публикаций по вопросам джихада с фокусом на конфликте в Сирии и иностранных боевиках, сражающихся на стороне Исламского Государства.
Соавтор только что вышедшей на ангийском и арабском языках книги «Инкубаторы ИГИЛ: Становление салафистского джихадизма в Европе» (ISIS Incubators: The Emergence of Salafi Jihadism in Europe), в которой также исследуется и исламистская радикализация в Бельгии.
С начала вооруженного конфликта в Сирии (2011 г.) отслеживает распространение пропаганды Исламского Государства в Интернете и тенденции радикализации через общение в социальных сетях последователей идей исламизма.
Ведет блог, в котором архивирует материалы, распространяемые ИГИЛ. Имеет широкую аудиторию в Twitter, в том числе среди радикальных исламистов и боевиков ИГИЛ. Сотрудничает с правозащитными организациями. Участник форумов, посвященных проблеме распространения джихадизма, в том числе конференции, прошедшей в Европейском Парламенте 19 января «Терроризм на европейской почве».
Несмотря на то, что Латвия всегда активно поддерживала коалиции НАТО и западную политику в Афганистане и в Ираке, «Латвия и страны Балтии в целом ни в коем случае не являются мишенью террора. По крайней мере на данный момент,» — считает Ван Остейен, историк-арабист по образованию.
За все время (с 2011 года) мониторинга социальной интернет-сферы, которую радикалы используют, как эффективный канал пропаганды «я не встречал ни одного twitter-поста из Латвии», — отмечает он, добавляя, правда, что не смог бы заметить такие сообщения, появись они на латышском языке. Ван Остейен ведет мониторинг сообщений на английском и арабском языках — двух международных языках общения последователей джихадизма и их сторонников из разных стран.
По словам Остейена, еще одним
важным языком общения сторонников радикального ислама в социальных сетях является русский язык.
Для мониторинга сообщений, поступающих из Чечни и прилегающих республик Кавказа бельгийский эксперт прибегает к сотрудничеству с русскоязычными блоггерами.
«Мой блог заблокирован в России,» — рассказал Rus.lsm.lv Остейен. Власти РФ, считает он, всеми силами пытаются не давать доступ к информации не только боевикам и радикалам на юге страны, но и собственным гражданам в целом.
Контекст
По данным Остайена, 35% всех сообщений, сделанных в Twitter на арабском языке из Бельгии — проИГИЛовские. В Бельгии и других западных странах нужно не столько опасаться боевиков, возвращающихся домой, сколько обращать внимание на людей, остающихся у себя дома. «Те, кто никуда не уехал распространяют идеологию ИГИЛ через экраны своих комьютеров», — предупреждает Остайен.
«Это исторический архив, которым я делюсь с правозащитными организациями, Human Rights Watch, Красным Крестом, а также с общественностью» — объясняет автор. По его словам, он не выкладывает в общий доступ откровенно жестокие фрагменты, пересылая их напрямую тем организациям, которым необходимо знать о преступлениях ИГИЛ.
Остейен убежден, что российские власти блокируют информацию из-за страха радикализации юга страны. По его мнению, этот страх вполне обоснован:
«Чеченские боевики — одни из самых больших варваров, которых я когда-либо видел,»
— утверждает он, приводя примеры крайне графических видео обезглавливания пленных в Чечне. Крайний радикализм распространяется, по словам Остейена, и на близлежащих территориях — на так называемый Кавказский эмират, охватывающий, помимо Чечни, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию. Упоминает он и митинг в центре Грозного против карикатур на пророка Мухаммеда, прошедший 19 января под руководством номинально светского президента Рамзана Кадырова. На нем, по российским официальным данным, присутствовали 800 тысяч человек, т.е. половина населения Чечни.
Что касается Латвии, то потенциальная угроза дестабилизации общества, большую часть которого составляет русскоязычное население, может исходить как раз со стороны России: «Учитывая то, что Россия сделала в Украине и как она продолжает вести себя — это вполне возможно,» — считает Остейен. В социальных сетях он видит нарастающую озабоченность пользователей тем, что следующие за Украиной — страны Балтии.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, Полиция безопасности начала оценку высказываний председателя Латвийского исламского культурного центра Имрана Олега Петрова, в частности, о том, что сотрудники журнала Charlie Hebdo заслужили наказание, которое могло бы быть намного меньшим, нежели убийство. В интервью LTV Имран Олег Петров заявил после террористического акта в Париже, что некоторым журналистам «можно было как-то навредить, не знаю, пальцы сломать. Возможно, этого было бы достаточно».
Та же Полиция безопасности занимается и обществом «Гуманитарное волонтерское движение "Балтия" » (GVD Baltija), некогда занимавшегося сбором гуманитарной помощи для жителей и беженцев Донбасса. В частности, проверяются сведения о причастности к переправке национал-большевика Бенеса Айо через территорию Эстонии и Финляндии попасть в Восточную Украину, с целью присоединения к армии самопровозглашенной Луганской Народной Республики.