В последнее время Лукашенко часто упоминал Латвию, давая понять, что Минск хочет активизировать связи с Европейским союзом. На вопрос LTV, когда президент мог бы посетить Латвию, Александр Лукашенко ответил: как только будем готовы к визиту. Там должны быть содержание и результат, а не только визит ради визита.
«Если накопится ряд вопросов, а такие есть, и будут подготовлены проекты их решения, чтобы мы на переговорах могли принять решения, я сразу же поеду в Латвию», - сказал белорусский лидер.
«Думаю, в первом квартале или начале второго мы будем готовы. Я с большой радостью жду этого визита. Я съезжу к ближайшим соседям. Латыши являются дружественным братским народом, с которым ранее жили в одной стране, и с которым всегда хорошо ладили. Съезжу, решим многие вопросы», - сказал Лукашенко.
Политолог Юрий Шевцов, в свою очередь, отмечает, что у Белоруссии и Латвии очень разная идеология и ценности, а также разные оценки истории. Но Латвию и Белоруссию связывают прагматичные экономические отношения.
«Сегодня у Белоруссии именно с Латвией образуются наиболее интересные экономические точки соприкосновения. Во-первых, это транзит через латвийские порты. Во-вторых, это возможность для Латвии покупать белорусские энергоресурсы», - говорит Шевцов.
Вопрос о визите лидера соседней страны в Латвию витает в воздухе уже два года. Когда в 2016 году Европейский союз отменил большую часть санкций против белорусского режима, Лукашенко получил приглашения от ряда европейских столиц – Брюсселя, Мюнхена, Варшавы.
Политолог Артем Шрайбман акцентировал тот момент, что Лукашенко никуда не поехал. А первой для посещения выбрал Австрию.
«Следующей будет Латвия. По понятным причинам. Обе страны всегда более прагматично смотрели на сотрудничество с Беларусью. Они всегда более настороженно относились к вопросу поддержания санкций», - сказал Шрайбман.
Латвия поддерживала санкции ЕС против Беларуси, призывая ее освободить политических заключенных, но делала это не так громко, как, например, Литва или Польша. Кроме того, Латвия более сдержанно, чем Литва, критикует строительство Островецкой АЭС.
«Эта длинная пауза между приглашениями и визитами создала слухи, что Лукашенко оглядывается на Кремль, что он боится расширять сотрудничество с Европой», - отмечает политолог Александр Класковский, - «Москва уже годами настаивает на так называемой углубленной интеграции. Вспоминается договор 1999 года об объединенной стране. Достали из архива, смахнули пыль, и там написано – единая валюта, единая конституция и многие другие вопросы, которые для Александра Лукашенко рискованны. Для всего белорусского народа. Создается угроза суверенитету Беларуси. Белорусское правительство понимает – пойдет дальше в эту ловушку, это может закончиться плохо», - сказал Класковский.
Потому Белоруссия старается улучшить отношения с Европейским Союзом. Минск придерживается хитрой политики и лавирует. С одной стороны – торгуется с Кремлем. С другой – рубит окно в Европу. И Латвия, как выразился Лукашенко, это окно в заборе, который был выстроен вокруг Белоруссии.
Республика Беларусь намерена более серьезно развивать экономические отношения с Латвией, ранее заявил президент Александр Лукашенко на встрече с министром иностранных дел Латвии Эдгаром Ринкевичом. Лукашенко хочет в ближайшее время посетить Ригу.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, приглашение Лукашенко было направлено латвийской стороной еще летом 2017-го. Договоренность об этом была достигнута на уровне глав министерств иностранных дел обеих стран. С тех пор как ЕС отменил санкции против Белоруссии, формальных препятствий к приезду главы белорусского государства в любую страну Евросоюза нет.
Латвия поддерживала контакты — в том числе и прямые — с руководством Белоруссии даже в те времена, когда отношения Минска с Евросоюзом были близки к точке замерзания. Так, как убедился Rus.lsm.lv в архиве официального вестника Latvijas Vestnesis, 11 июля 2007 года тогдашний премьер Латвии Ивар Годманис встречался со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским. Поскольку из-за санкций последний был невъездным в ЕС, главы двух правительств провели совещание в прямом смысле слова на нейтральной территории — в доме погранкомиссаров, находящемся на полосе «ничейной земли» у КПП «Силене—Урбаны» на латвийско-белорусской границе. Тогда же прозвучала версия о том, что «тайная конференция» премьеров был санкционирована высшими органами ЕС — об этом несколькими днями позже AFP заявил пресс-секретарь Годманиса, отвечая таким образом на обвинения в том, что Латвия нарушила установленный режим санкций.