Это — перевод сокращенной версии интервью на русский
Переклад скороченої версії інтерв'ю українською тут.
Oriģinālintervija latviešu valodā šeit
Ина Страздиня: Чтобы получить информацию о том, какова жизнь ваших людей в Крыму, вам нужно с ними связаться. Я понимаю, что есть каналы, через которые вы можете это сделать. Как это происходит?
Тамила Ташева: Конечно, это нелегко, так как Россия контролирует все сферы их жизни, особенно интернет-связь и всех провайдеров. Мы связываемся с людьми также через экспертов и правозащитные организации. Для государственных учреждений, конечно, совершенно невозможно поехать в Крым, потому что оккупационная власть может сразу их арестовать. Однако правозащитные организации тайно путешествуют и отслеживают ситуацию в Крыму. И на самом деле удивительно, что спустя 10 лет оккупации, после всех этих преследований со стороны России — поскольку Россия терроризирует мирное население, граждан Украины, обвиняя их в совершении терактов, называя их экстремистами, что, конечно же, неправда, и по этой причине их арестовывают, пытают и убивают — наши люди все равно продолжают бороться против войны и оккупации в Крыму. Десятки, сотни наших людей сопротивляются оккупации. Например,
женщины делают маникюр в желто-синих цветах — цветах украинского флага. После этого Россия их преследует и утверждает, что эти женщины дискредитировали вооруженные силы России.
Есть люди в Крыму, которые поднимают украинский флаг. И это действие также оккупационные власти России называют дискредитацией вооруженных сил России. Их арестовывают и наказывают тюремным заключением на 10 дней или 15 лет. Но даже после всех этих преследований наш народ все еще сопротивляется. И это неправда, что наши люди в Крыму согласны с оккупацией и войной против Украины. Нет, они сопротивляются!
Вы упомянули ситуации, когда для живущих в Крыму очень опасно связываться со внешним миром. Сколько информации у вас есть об этих преследованиях, о людях, которых поймали и пытали, и о других ужасных вещах, которые с ними происходят?
Конечно, после 2014 года очень сложно получать информацию из Крыма, но у нас в Крыму есть действительно смелые люди, которые занимаются тем, что мы называем гражданской журналистикой. Они не профессиональные журналисты, но берут в руки свои телефоны и выходят в прямой эфир, чтобы показать ситуацию в Крыму. Как я уже говорила, многие люди подвергались преследованиям и арестам в Крыму, но эти гражданские журналисты берут телефон и выходят в прямой эфир, например, из зала суда. Или они снимают в прямом эфире обыски в домах. За десять лет оккупации у нас в Крыму не было ни одной международной наблюдательной миссии, потому что Россия их запретила, включая ОБСЕ или ООН. Но, несмотря на это, благодаря таким открытым источникам и таким смелым людям, у нас есть эта информация.
По данным правозащитных организаций, на данный момент в Крыму более 280 политических заключенных. Большинство из них — крымские татары, 132 человека.
Их обвиняют в шпионаже, экстремизме или терроризме, но они абсолютно невиновны.
Время от времени появляются разные идеи о том, как может закончиться война России против Украины. И, к сожалению, иногда звучит мнение, что, возможно, Украине придется отказаться от своих территорий, включая Крым. Рассматриваете ли вы такой сценарий каким-либо образом?
Абсолютно нет! У нас действительно твердая позиция, и наше общество абсолютно не согласно с тем, что мы должны отказаться от своих территорий, включая Крым или часть Донбасса, Луганской и Донецкой областей. Это наши территории, и это наши люди.
Если мы сейчас откажемся от своей территории, для Путина и России это будет означать, что они могут продолжать войну не только против Украины, но и против других европейских стран,
потому что Путин и Россия понимают только язык силы. И если мы их не остановим и откажемся от своей территории, это будет означать, что мы больны, и весь мир болен. Почти 90% наших граждан говорят, что мы не откажемся от оккупированных территорий и не обменяем их на интеграцию в Европейский Союз или НАТО, или ради достижения мира. Для нас мир означает возвращение всех наших территорий.