Это предусматривают поправки к закону о приватизации государственных и муниципальных жилых домов. Их 3 июня рассмотрела и утвердила к окончательному чтению в парламенте комиссия Сейма по госуправлению и самоуправлениям.
Такие поправки к закону были необходимы, чтобы снизить бремя платежей для арендаторов при ситуациях принудительной аренды. (В таком положении сегодня находится немало владельцев приватизированных квартир, чьи дома оказались стоящими на возвращенной прежним владельцам либо их наследникам земле.)
В свою очередь, чтобы практическим образом решить вопрос о том, какой площади земельный участок вокруг дома обязаны арендовать квартировладельцы и какую именно территорию следует считать «прилегающим земельным участком», законопроект содержит оговорку, что впредь договор об аренде земли квартировладельцы обязаны заключать лишь касательно функционально необходимой придомовой территории (утвержденной на плане в соответствии с процессом приватизации). Таким образом, землевладельцы не навяжут квартировладельцам платежи за лишние квадратные метры, реально для содержания дома не нужные.
Поправки предусматривают, что жильцы могут также инициировать пересмотр «прирезанной» к дому земельной площади. Это тоже позволит предотвратить такие случаи, когда землевладельцы требуют денег за землю, которую реально люди не используют. Порядок пересмотра площади придомовых участков определяет конкретное самоуправление, издавая собственные обязательные к исполнению правила.
По мнению комиссии, эти поправки наконец создадут возможность и юридическую базу для упорядочения болезненного вопроса принудительной аренды земли. Сам этот казус возник из-за давней недоработки в законодательстве о приватизации: вместо того, чтобы выплатить бывшим владельцам ныне застроенной многоквартирными домами земли денежные компенсации, дать им приватизационные сертификаты либо предложить в качестве компенсации другие земельные наделы, государство совершило ошибку – вернуло саму землю.
В итоге недовольны все: и владельцы земли, которые не могут полноценно ее использовать (под застройку либо для других коммерческих целей) и вынуждены довольствоваться скромной арендной платой, – и квартировладельцы, которые отдали свои сертификаты за жилье, но землю под ним в собственность не получили. Причем этот «сюрприз» для многих всплыл лишь спустя несколько лет после приватизации квартиры, когда, как говорится, метаться было уже поздно.
Теперь государство постепенно делает всё возможное, чтобы ликвидировать институт раздельной собственности на недвижимость – когда квартира принадлежит одному владельцу, а земля другому. Согласно проекту поправок, Кабинет министров должен к 1 октября с.г. подать в Сейм отдельный законопроект о прекращении правовых отношений при раздельной собственности. В нем будет, как ожидается, детально оговорен порядок, в каком квартировладелец может выкупить у землевладельца положенную ему идеальную долю земли под домом, чтобы больше не платить аренду. Лишь после этого, став полноценным хозяином земли, он будет вносить в Госказну земельный налог.