Видземские фермеры пытаются отвадить от пчел незваного гостя – медведя

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет и 2 месяца назад

Сельчанам, чтобы уберечь свой урожай, нередко приходится быть изобретательными поневоле. В Видземе медведь доставил немало хлопот пасечникам, разоряя ульи. Свое решение проблемы нашел владелец крестьянского хозяйства Krogdambji в Алойском крае Артур Виксне, сообщает Latvijas Radio.

«В том уголке он из лесу вышел, разорил. Два раза, с разницей в два дня», - рассказал фермер.

Косолапый испортил четыре улья, и ущерб, нанесенный им – не только денежный. «Эти реальные убытки были около 1,5 тысячи евро, потом – привитые пчеломатки. Там пасека стоит у меня не с какими-то пчеломатками из кустов – они у меня привитые, фирменные. И приплод у них в любом случае куда лучший. Если они гибнут, то эти убытки куда больше», – пояснил Артур Виксне. 

Поскольку пасека расположена в удалении от дома, на опушке леса, нужно было придумать, что делать, чтобы незваные гости туда больше не возвращались. Одной из мер безопасности стал электропастух – ограждение вокруг ульев, через которое пропущен ток.  

«Ну, и это работает. Я не знаю – был ли медведь, не было ли, но в этом году ничего не тронуто. Но медведи в лесу есть».  

Впрочем, способность электропастуха оградить пчел от нападения Виксне ценит невысоко. Для медведя это – не велика преграда.  Животное всё покрыто мехом и рискует получить удар током, только если ткнется в заграждение носом, мордой, поясняет фермер. Но это чуть ли не единственное, что оставалось применить.  

Теперь осматривать ульи Виксне ходит каждый лень. И каждый день – новые меры безопасности:

«У меня есть такие мелкие динамитные заряды, петардочки, которые могут выстрелить. Вам уши заложит! И я такими не стреляю, а молотком – кладу на бетон и ударяю по ним. Охотники говорят, что на запах пороха медведь не пойдет».   

Хозяин готов продемонстрировать. Как это отпугивание происходит. «Ну вот, теперь будет и дым, и шум по ушам даст! И теперь еще и запах порохового дыма, как в старину, когда еще через ствол порох заряжали. Нигде больше их использовать нельзя, эти заряды, никто больше так не делает – а у меня каких 500-600 сохранилось еще. На пару лет хватит. Ну что еще тут поделаешь?»

Консультант Латвийского общества пчеловодов Арманд Гумбрис признал, что медведи – проблема не только на границе с Эстонией. Эти крупные хищники много где могут появиться. На прошлой неделе был случай в Наукшенском крае. А прошлой осенью география была широкая: Мазсалаца, под Алуксне, Алоя, Велпиебалга, перечислил Гумбрис.

«Где-то там они бродят. Сколько их, неизвестно. Но что они есть, подтверждает тот факт, что пострадало уже несколько пчеловодческих хозяйств».  

Разумеется, есть компенсации за разоренные ульи, но тогда ущерб должен отвечать определенным критериям, то есть пострадать должно не менее шести. В Krogdambji медведь разорил четыре, сообщил Артур Виксне. Между тем, у его кузена в соседней Эстонии была похожая история, и ему за утрату четырех пчелиных роев выплатили компенсацию в 1500 евро, поделился фермер.

«В Финляндии же и вовсе платят по тысяче евро за погибший рой. Приезжает комиссия, изучает, снимает, оформляет документы – и на счет хозяина фермы поступают деньги», - рассказал Виксне.  

В Латвии же получить компенсацию – целая морока, слишком много формальностей. Как признаёт Арманд Гумбрис, в Европе недопонимают масштаб проблемы – там известия о том, что в Латвии медведи приходят на пасеки, вызывают улыбку. В Обществе пчеловодов считают, что пора вести речь о выплате компенсаций за менее масштабный, чем сейчас предусмотрено правилами, ущерб.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное