По ее словам, в первый месяц после снижения НДС сложно сделать вывод, удалось ли достичь поставленных целей. Пока можно наблюдать только первые признаки происходящих изменений.
Если сравнивать, сколько овощи и фрукты в Риге стоили в декабре прошлого года и январе этого, можно наблюдать снижение цен — одни продукты подешевели больше, другие меньше, рассказала Гулбе.
Однако, если смотреть на балтийский рынок в целом, видно, что в Литве и Эстонии почти все овощи и фрукты дешевле, чем в Латвии.
«У них осталась большая ставка НДС — 21%, у нас — 5%. У нас цены выше», — отметила Гулбе.
Более низкие цены в Литве глава Центра объясняет климатом. «Литва южнее, им многие продукты растить дешевле, чем нам», — пояснила она.
В Эстонии же товары более низкого качества. «Если посмотреть на таллинские магазины и на рижские магазины, мы увидим, что у нас более широкий выбор и продукты не такие одинаковые. Там нет сниженного НДС, но в таллинских магазинах в конце недели бананы, которые можно купить, уже плоховаты. У нас все же другое качество», — добавила Гулбе.
Однако существенный фактор для такого сравнения — более жесткая конкуренция в торговле в соседних странах.
В ноябре Сейм в окончательном чтении принял поправки к Закону о налоге на добавленную стоимость (НДС), предусматривающие сниженную ставку НДС в размере 5% на характерные для Латвии фрукты, ягоды и овощи. Пониженная ставка применяется в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
«Что обязательно изменится — пропорция между продажей фруктов и овощей, которые характерны для Латвии, и теми, которые не характерны... Нельзя сказать, что сразу, но это изменение процентуальное будет», — так эффект от снижения НДС прокомментировал глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич.