Совет по фискальной дисциплине призвал правительство к селективным мерам антикризисной поддержки с учетом скорости возможной экономической отдачи.
«Наш совет не предлагает вообще остановить программы поддержки. Просто эта помощь должна быть направлена на конкретные цели — иначе может получиться, что и так ограниченные ресурсы бюджета могут быть потрачены без эффекта», — сказала Штейнбук.
Она напомнила, что наращивание госдолга сегодня означает, что кому-то придется отдавать его завтра. Скорее всего, расплачиваться будут следующие поколения, и потому Совет по фискальной дисциплине призывает к осторожному обращению с этим показателем. Даже при том, что сейчас вроде бы Евросоюз ради борьбы с последствиями коронавируса готов не настаивать на жесткой экономии.
«Можем посмотреть на страны ЕС с очень большим госдолгом — например, на Италию и Грецию: мы знаем, с какими трудностями они сталкивались. Та же Италия накопила долг и при этом много лет находилась в стагнации. А вот Эстония: там госдолг вдвое меньше латвийского, но мы же не можем сказать, что это какая-то неудачная страна. Так что наращивание долга — это не соревнование, где нужно обязательно достичь вершин», — заметила Инна Штейнбук.
Она подчеркнула, что СФД ни в коем случае не призывает остановить мероприятия по стимулированию экономики: совет лишь предлагает дождаться сначала обильной европейской антикризисной помощи.
«Эти средства хороши тем, что они не увеличивают госдолг, это как бы подарок странам — участницам ЕС. Помощь вот-вот должна стать доступной. Осталось решение Европарламента, которое, я надеюсь, будет принято до конца года. [...]
Так что будем надеяться, что эти деньги помогут разогреть экономику без увеличения госдолга. Если бы их не было, то, конечно, язык бы не повернулся сказать, что надо ограничивать свои расходы [на поддержку экономики]. Но поскольку сейчас альтернатива есть, и очень хорошая, то наращивать свой долг не стоит», — заключила председатель Совета по фискальной дисциплине.
Как сообщал Rus.lsm.lv, летом министр финансов Янис Рейрс прогнозировал, что после экономического кризиса, спровоцированного пандемией Covid-19, государственный долг Латвии может увеличиться до 52% от валового внутреннего продукта (ВВП), а после кризиса, по мере роста экономики, его планируется сократить в течение 4-5 лет до 40–45%, чтобы у следующего поколения политиков была возможность заимствовать средства в случае какого-либо нового кризиса.
Чтобы уменьшить госдолг до 40% ВВП, потребуется от шести до восьми лет, заявил в мае президент Банка Латвии Мартиньш Казакс.
В 2018 году прежний глава Совета по фискальной дисциплине Янис Платайс в передаче Русского вещания LTV7 о предыдущем глобальном экономическом кризисе предостерегал, что Латвии следует всячески избегать приближения госдолга к лимиту, установленному Маастрихтским договором, то есть 60% ВВП. «Это уже достаточно опасный уровень для Латвии», — считает специалист.