Ситуация ухудшалась на протяжении нескольких лет. В прошлом году было выловлено около 2,5 тыс. тонн трески, при том, что квоты позволяют вылавливать около 7 тыс. тонн. Как показывают данные, ситуация в этом году стала еще драматичнее.
"Сейчас с уловом трески сложилась действительно критическая ситуация - уменьшился рынок сбыта трески для рыболовов. Это связано с тем, что сократился улов трески, а также размер выловленной рыбы", - констатирует директор Департамента рыбного хозяйства Министерства земледелия Янис Лагунс.
В министерстве объясняют такой спад миграцией трески в другие районы, а также небольшим размером рыбы. Рыбаки вылавливают треску по 36-37 см, хотя стандарт предусматривает 38 см. А это значит, что такую треску ловить незаконно. Министерство земледелия уже разработало план по поддержке рыбаков — заморозить рыбу, а затраты, которые возникнут в процессе заморозки рыбы, компенсировать из европейских фондов. Такая практика уже применяется для улова кильки и салаки.
"Ситуация такова, что сейчас цена на рынке слишком низкая, рыбаки же могут изъять треску с рынка, заморозить, таким образом сохранить рыбу и, когда ситуация на рынке нормализуется, они смогут эту рыбу вернуть снова на рынок и продавать", - полагает Лагунс.
Однако глава Ассоциации рыбоперерабатывающих предприятий Инарий Войтс в успех таких мер верит с трудом:
"Это как мертвому припарка, но будем использовать и эту возможность, чтобы рыбаки хоть как-то смогли получить прибыль, и фирмы не обанкротились".
А вот с ловлей салаки возникла совершенно противоположная ситуация. За первые 5 месяцев были истрачены все квоты на ловлю салаки в прибрежных районах. По словам представителя Минземледелия, уже в апреле-мае рыбаки истратили все квоты. Это более 3 тыс. тонн. В связи с этим министерство приняло решение приостановить вылов салаки в прибрежных водах Рижского залива. Это первый случай, когда был прекращен лов салаки, однако решение относится только к ловле салаки в прибрежных водах. В самом заливе лимит еще не исчерпан.