Убытки латвийских краболовов из-за простоя арестованного судна — более 100 млн евро

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В январе этого года Норвегия задержала занимавшееся ловлей снежного краба судно двух латвийских компаний. Рига считает, что Осло ограничивает право стран ЕС на промысел и нарушает международные соглашения. Рыбаки, оценивающие убытки в более 100 млн евро, настроены решительно — готовы не только защищать свое право на ловлю, но и требовать компенсации, сообщает LTV.

КОНТЕКСТ

Евросоюз в декабре 2016 года выдал рыбакам альянса 16 лицензий на добычу рыбных ресурсов в указанном районе. Латвийская шхуна Senators занималась ловлей снежного краба в шельфовых водах архипелага Шпицберген, что оговаривается Парижской конвенцией 1920 г, подписанной 42 странами. Однако Норвегия придерживается мнения, что под действие договора подпадает только около 22 км территориальных вод Шпицбергена – но не континентальный шельф, который является норвежским.
Латвийские рыбаки, первыми «попавшие под раздачу» из-за непризнанных лицензий и пытающиеся теперь вызволить свое судно и не платить огромный штраф, поначалу не подозревали, насколько высоки ставки в этом инциденте. Лишь недавно Дидзис Шмит заявил, что в этом споре очевидно, замешано «много чьих-то интересов». По его прогнозу, остается лишь возможность подать иск в международный суд от правительства Латвии к правительству Норвегии.
Конфликт развивается в русле продолжающихся дискуссий на тему Brexit между Евросоюзом и Великобританией. Выход Соединенного Королевства из ЕС предусматривает также и выход из Лондонской конвенции о рыболовстве, о чем в июле объявил британский министр окружающей среды Майкл Гоув. Отказ от конвенции может лишить европейские страны доступа к рыбным ресурсам близ Великобритании — но и в отношении самой Великобритании возможны аналогичные шаги со стороны ЕС. Поэтому любое будущее решение между ЕС и Норвегией по поводу добычи крабов на шельфе может повлечь очень серьезные последствия для европейской рыболовецкой отрасли.

Арестованная норвежцами латвийская шхуна Senators уже девять месяцев стоит близ архипелага Шпицберген. Команда отправилась домой — на судне остались только трое. Senators стал первым кораблем Латвии — а также ЕС — попытавшимся ловить краба близ Шпицбергена. Этот инцидент перечеркнул надежды латвийских предприятий на начало сезона.

«Убытки, если считать, — несколько десятков миллионов, это прямые убытки. Конечно, начиная такой бизнес, ты считаешься со временем, которое в этом бизнесе может провести, в том числе с прибылью. Если считать вместе убытки и неполученную прибыль, это будет 100-200 млн вместе для двух компаний Латвии», — указал глава рыболовецкой ассоциации Латвии и краболовной ассоциации ЕС Дидзис Шмит.

Латвийские краболовы считают, что требования Норвегии не имеют основания, поскольку Латвии право на ловлю дают европейские нормы.

Если в начале года представители латвийского правительства разногласия с Норвегией собирались решать дипломатическим путем, то теперь дальнейшие действия обсуждают за закрытыми дверями — на заседаниях специальной рабочей группы.

«И Министерство юстиции, и МИД делают все, чтобы добиться справедливого итога, чтобы его достичь правовым путем, и есть многое, о чем я не могу больше сказать. В данный момент мы в процессе оценки, и, когда придем к правовым решениям, проинформируем об этом», — заявил глава Минюста Дзинтар Расначс.

Текущее сотрудничество с государством ассоциация оценивает положительно. К разрешению конфликта привлекли и Еврокомиссию, однако ее шаги критикуют.

«Мы хотели бы там видеть более активные действия. Я думаю, что и у наших людей, которые отвечают за эту сферу в представительстве, в Министерстве земледелия, в МИДе, есть мнение, что Комиссии стоило бы действовать активнее, и это постоянно подчеркивают», — отметил глава МИД Эдгар Ринкевич.

«Почему? Почему? Этот вопрос могут задавать многие, но это международный вопрос, вопрос дипломатии, куда вовлечена и Европейская Комиссия. Они также обещали говорить и оценивать. Мы для них не начальство, чтобы спрашивать — почему нет? Почему на 10 октября ничего не было готово», — заявил министр земледелия Янис Дуклавс.

Ассоциация предупреждает: если Еврокомиссия будет пассивной, предприниматели в суд могут подать и на нее.

«Комиссия на словах говорит, что делает все возможное, но работу мы не видим. Мы смотрим на Комиссию, и, если так будет продолжаться, мы как частные организации можем также принять решения в отношении Комиссии... Мы не исключаем судопроизводства. Но я повторю — пока рабочая группа не разработала сценарии, не знают в правительстве, мы идем в сцепке, и ничего индивидуально делать не будем», — заявил Шмит.

Какими могут быть сценарии правительства для защиты интересов краболовов, будет известно в ноябре. Однако решение этого конфликта, вероятно, может потребовать годы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное