У меня руки никогда не опускались — глава латгальской компании LATSTAB Станислав Ратинский

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Предприятие LATSTAB в Резекне работает уже 15 лет. Были и сложности, и кризисные моменты — пару раз оно оказывалось на грани банкротства, однако, преодолев трудности и обретя опыт, стало стабильным и успешным. По итогам результатов деятельности за 2021 год LATSTAB был удостоен звания «Предприятие года Резекненской специальной экономической зоны» в группе малых коммерческих обществ.

С руководителем предприятия Станиславом Ратинским журналист Латгальской студии Латвийского радио 4 Марина Тетаренко поговорила об истории становления и слагаемых успеха его предприятия.

— Почему выбрали сферу металлообработки?

— В 1996 году я закончил школу и поступил в морское училище в Риге. Мне там очень-очень все тяжело давалось, потому что в то время и язык был другой, и денег не было совсем. Мои друзья в то время поступили в Лузнавский техникум на механиков механизмов, и я туда к ним приехал, и мы стали вместе учиться. Обучали и сварочным работам — работали с металлом, в общем. Поэтому заниматься металлом было мне более близко. Затем я уехал в Ирландию, где отработал сварщиком 3 года. И вот эти все навыки, которые я получил — они мне пригодились.

— Потом вы решили вернуться на родину?

— Я не «решил вернуться». Я никогда не собирался, если честно, уезжать, потому что для меня мое — здесь, скажем так. В то время, в 2000 году, моя цель была уехать, чтобы что-то найти интересное для себя, для страны и привезти обратно. И у меня получилось. Я нашел завод, такой же, какой у меня сейчас, где я отработал 3 года, как я уже говорил. Все те навыки прошлые мы сейчас уже внедряем, и, наверное, уже опередили те навыки, которые у меня были там.

— Чем занимается, что производит ваше предприятие?

— LATSTAB производит опоры уличного освещения — это наш основной продукт, и вторая линейка нашей продукции — это метрологические мачты для замера ветра, т. е. там, где ставят ветрогенераторы, там же, по закону (в зависимости от страны — законы отличаются), должны стоять метрологические мачты, которые замеряют ветер и правильность работы турбины.

— Сложная задача.

— Когда-то она была сложной, потом ты учишься на своих ошибках, и она становится такой уже приемлемой, понятной, скажем так.

— Если вернуться к самому началу. Вот вы приехали с этой идеей создать здесь в Латгалии такое предприятие. Производство — сама по себе очень сложная сфера. С какими трудностями и сложностями пришлось столкнуться вам?

— Мы начинали свое производство с самого нуля, с самых азов. И самое трудное, наверное, было — понять, что на самом деле требуется, потому что заготовка предприятия была позаимствована из Ирландии, где сам производитель был монополистом.

В моей теории были ошибки — немного, но я выбрал не ту ирландскую заготовку. Но потом мы перестроились за несколько лет, и все пошло нормально. Как только мы переехали в Резекне, начал формироваться коллектив, инженеры, бухгалтерия, весь штат рабочих, и дело пошло вверх.

— Вы же начинали один, у вас не было не было такой команды единомышленников, соучредителей с самого начала?

— Да, у меня не было команды единомышленников, но был тот, с кем мы начинали — мой крестный отец, в Краславе. Мы какое-то время поработали, у нас там не очень все шло, мы взяли большой кредит, в то время это все строили-строили, и пришли к тому, что работы там не было, а сертификация была очень дорогая. Я помню, что я платил 10 000 латов за первую сертификацию, еще не было даже ни одного проекта, и мы варили все это руками — сами столбы. Мы и в Ирландии варили это руками, но качество, конечно, было на другом уровне. Тогда еще существовал Zemes banka, который поверил нам, дал большие-большие деньги, мы быстро все построили, но, конечно, выходить на какие-то мировые рынки в то время было невозможно. Деньги очень быстро заканчивались, а работы как не было, так и нет! И тогда уже в 2008 году я почувствовал, что мы находимся на первой ступени банкротства.

— Руки опускались?

— У меня руки никогда не опускались на самом деле. Я такой целеустремленный человек, и во мне живет огромная вера в то, что я делаю.

— Скажите, сколько сейчас человек работает на предприятии?

— На данный момент порядка 70 человек.

— Проблем с кадрами нет?

— С кадрами проблемы есть всегда, наверное. Вопрос в зарплате и квалификации. У нас была хорошая инженерная школа Rebir, у нас все инженеры оттуда, их трое сейчас. В принципе, и шоферов сейчас много. Такой огромной проблемы с кадрами я сейчас не чувствую.

— Как-то отразилось на кадрах то, что сейчас у нас много беженцев из Украины? Возможно, и среди них есть профессионалы в металлообработке?

— Знаете, я должен сказать, наверное, что я немного разочаровался в этом во всем, потому что у меня была такая надежда, что приедут люди, которым на самом деле нужна работа. Но судя по последнему месяцу — ко мне приходили 6 человек пообщаться, — ни один не остался. Ни один даже не пришел, я бы так сказал.

— Проблема была в том, что нет должных знаний и навыков для работы или просто-напросто желания обучаться?

— Вы знаете, я думаю, что люди ищут то, что им нравится. Не должны люди хвататься за первое, что им предлагают.

— Физически это трудная работа?

— Я думаю, что да.

— Доводилось читать, что и из Азербайджана были у вас работники.

— Да, были два гражданина Азербайджана, один остался, один уехал домой, а потом вернулся в Лиепаю работать. Сейчас вот у нас работает Мансур, чудесный парень, с огромным рабочим потенциалом, я бы так сказал. Наверное, это одна из причин, почему многие люди не могут с ним работать: потому что темп работы высокий.

— Он задает такой темп?

— Да, очень высокий темп.

— Расскажите, пожалуйста, в какие страны экспортируется продукция LATSTAB?

— Мы поставляли и поставляем продукцию в 16-17 стран мира, основные партнеры — это Германия, Ирландия, Литва, Дания, на них мы работаем сейчас.

— Проблем с транспортировкой и логистикой нет, учитывая теперешнее военное время?

— Вы знаете, нет, на нас это не накладывает какой-то отпечаток, потому что в 2020 году мы придумали, что должны идти, как говорится, от дверей до дверей — и

мы создали свою логистическую отрасль, и сейчас у нас работают уже 11 машин, которые возят нашу продукцию, и не только нашу. В этом году планируем добавить еще 6 машин. Поэтому мы как будто подстраховали сами себя, сделали такой упреждающий шаг — опередили проблему, которую сейчас чувствуют многие, я думаю.

— Не завися уже от транспортников, посредников, вы от начала до конца уже обеспечиваете этот цикл.

— Да, такова моя стратегия работы. Мне хочется сделать «под ключ», как говорится. У нас было много проблем с доставкой! Если мы можем произвести качественную продукцию, то менталитет перевозчика немного отстает от того, что нам нужно. У нас часто бывало так, что продукция приезжала, скажем, попорченной в дороге, и мы теряли большие деньги на этом. Сейчас наши водители знают, что они везут, что они делают, они ценят нашу продукцию, и они видят, как мы стараемся, чтобы она была в качественной форме доставлена.

— А с сырьем нет проблем?

— Сырье есть, оно дорогое, соответственно, и продукция дорожает. С прошлого года сырье подорожало на 300-400%, в 3-4 раза.

— Но на спросе это не отразилось?

— На спросе это не отразилось, у нас были заключены контракты в конце года, и мы успели заказать, закупить материал. Спрос не остановился, спрос продолжается, проекты идут — но, конечно, цена говорит сама за себя.

— Какой ваш годовой оборот?

— В прошлом году мы сделали где-то 2,5 млн евро оборот, в этом году, думаю, скорее всего, можем выйти на 4 млн. Так планируем. Дальше будем развиваться, планы наперед большие. Мы еще не завершили свою цепочку «от дверей до дверей», много заказываем на стороне, т. е. для дальнейшей обработки нашу продукцию мы возим в Польшу, Елгаву, Литву. Но хотим сделать «под ключ» все на месте, у себя дома. Я надеюсь, что в ближайшую пятилетку мы эту свою мечту завершим.

— Обычно стараются на производстве максимально исключать человеческий фактор, внедряя автоматику и современную роботизацию. Как у вас с этим, какие планы, идеи?

— У нас тоже есть проект, который мы очень надеемся реализовать в этом году — роботизированный комплекс плазмо-сварной, который сможет и резать, и варить, и окажет нам очень большую помощь, скажем так — он заменит 6-7 сварщиков. Такие у нас планы.

— Ваше предприятие работает в Резекненской свободной экономической зоне. Статус предприятия РСЭЗ какие дает льготы, какую помощь и поддержку в развитии бизнеса?

— LATSTAB и второе наше предприятие находятся в РСЭЗ. Во-первых, мы имеем право на льготы в налогообложении, льготы на налог на недвижимое имущество и льготы по выплате дивидендов. Конечно, это зависит от вложений в предприятие, т. е. если предприятие не будет ничего вкладывать в основные свои средства — то, конечно, тогда ничего и не будет получать.

Мы ежегодно вкладываем средства, которые мы зарабатываем, и поэтому у нас есть право получать дивиденды с пониженной процентной ставкой, не выплачивая 25%, как это сейчас действует. Мы платим плюс-минус 5%. Это здорово, конечно.

— Подведем своего рода итог: 15 лет деятельности — какое из событий за эти 15 лет оставило у вас самый глубокий след, впечатление, самые яркие эмоции? Это может быть и со знаком плюс, и со знаком минус. Что это, если оглянуться на уже большой пройденный компанией путь к успеху?

— Вы знаете, ничего плохого я стараюсь не запоминать, потому что любая яма меня так подкидывает кверху, и моя голова начинает работать еще лучше, интенсивнее и продуктивнее... Я думаю, то, что оставило след — это сотрудничество с коллегами, которые у меня были, с которыми мы красиво и по-честному разошлись. Это также развитие логистической отрасли — тут мы за полтора года сделали невозможное, я думаю. Это то, к чему мы пришли. Для меня всегда было линейкой качества то, когда ты понимаешь, что ты работаешь с лучшими мира сего, с лидерами. И вот на рубеже 15 лет мы мы пришли к тому, что мы работаем с большим процентом лидеров мира. По освещению. Я думаю, что вот это для меня такая приятная черта — понимать, что мы работаем не просто так.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное