Ранее, когда речь заходила о политически важных лицах, требовалось проверять сделки только их родителей, супругов, детей и супругов детей. Теперь придется заниматься и сожителями, внуками, дедушками и бабушками, деловыми партнерами и другими людьми, на которых может распространяться утверждение «тесно связан с…».
Одним из способов выявить таких людей в ближнем кругу общения своих клиентов для банка является опрос. Первопроходец DNB banka признаёт: провести опрос будет нелегко.
«Даже у членов семьи не всегда одинаковые фамилии, и не всегда они свое родство рекламируют. И связанные лица – это вообще очень широкое определение. Реально оно означает, что нам следует опросить практически всех клиентов, не связаны ли они с политически важными лицами. К тому же и самим нашим клиентам нужно понять, как они с теми лицами связаны, если связаны», - говорит вице-президент DNB banka Интар Слока.
В Swedbank и SEB пока только готовятся к выполнению новой обязанности, возложенной на них государством. Там тоже говорят: возможности интерпретации закона очень широки, административная нагрузка на банки резко возрастает, а отдача пока – неизвестно какой окажется.
«Конечно, с точки зрения государства правильно, что этот вопрос оно пытается упорядочить. Мы все хотим жить в стране, где политики честны, и их родственники и друзья не используют их положение. Но огромный объем информации… Это как искать иголку в стоге сена», - говорит финдиректор SEB banka Карлис Даневич.
Банки считают, что государство не использует те возможности, которые были у него ранее, вместо этого навязав кредитным учреждениям контрольную функцию. К новым клиентам им придется обязательно применять новые требования уже с 1 апреля, а старых – изучить и сгруппировать до конца года. А ведь есть база данных Lursoft, существует Земельная книга – ответственные за борьбу с коррупцией госучреждения могут анализировать их уже давно.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, соответствующий законопроект был принят в январе, и его принятие аргументировалось опасениями, что Латвию могут не принять в ОЭСР, так как минувшей осенью последний этап переговоров о вступлении в ОЭСР омрачился нареканиями за упущения в банковском надзоре.
Поскольку Латвия очень хочет попасть в эту влиятельную и престижную организацию, государство бросилось устранять недочеты, невзирая на предостережения банков о том, что законопроект - сырой.