Пару лет назад депутаты Сейма уже встречались с представителями отрасли и ответственных министерств. С тех пор велись дискуссии, что включить в стратегию, и параллельно шла работа над поправками к Закону о недрах земли. В итоге определили 4 цели.
«Оценить использование болот, обеспечить рациональное использование торфа, представить торфяной отрасли информацию о доступности ресурсов и способствовать развитию производства»,
— указала заместитель госсекретаря Министерства среды регионального развития Алда Озола.
Болота занимают 10% территории Латвии. Каждая тонна торфа даёт 106-108 евро добавленной стоимости. Сейчас на добычу в этой отрасли выдано 116 лицензии, хотя в Латвийской ассоциации производителей торфа всего 22 предприятия. Два последних года добыча ведется в 86 месторождениях.
«Торф как природный ресурс используется довольно широко: и в качестве топлива, и в сельском хозяйстве. В случае Латвии — 95% добытого в стране торфа экспортируется»,
— добавила Озола.
Больше всего латвийского торфа и продуктов из него поступает в Германию, Италию, Бельгию и Нидерланды, при этом латвийские предприятия экспортируют ресурс в общей сложности в 104 страны мира, включая Китай, Японию и Австралию. Самые значительные залежи — в Латгалии, но именно в этом регионе самый высокий уровень безработицы, что не дает отрасли развиваться, сетует председатель правления компании Laflora Улдис Америкс.
«У нас в Латвии очень большой ресурс торфа, мы должны его разумно использовать.
Но мешает, что мы не знаем, на какие площади болот мы можем рассчитывать в будущем, это будет в стратегии сказано... Сфера требует крупных инвестиций: подготовка торфа — это только начало. Потом идет переработка, чтобы получить добавленную стоимость, чтобы мы продавали конечный продукт: это торфяной субстрат... Там кроется большой экспортный потенциал, экспортное направление можно развивать... Здесь вопрос стоит вообще — чтобы мы сохранили эту отрасль, потому что этот ресурс, который нам разрешается использовать, уже заканчивается, надо думать о будущем. Поэтому и разговор сегодняшний — план, стратегия, на что мы можем рассчитывать», — указал он.
По закону, если коммерсант хочет использовать новые площади болот, то обязан провести комплексную экспертизу, как это повлияет на окружающую среду. Свой вердикт должны вынести биологи, орнитологи, исследователи шума и другие специалисты. Проверка занимает почти два года. Процедуру могли бы упростить, считает Америкс.
«Таких площадей очень много. Есть много болот, которые охраняются, и, я думаю, особенно для Латгалии можно применять такой принцип: технологии повторяются, нет ничего особенного... если ты один раз измерил, это можно оценивать и в других местах, по той же схеме.
И не надо делать больших скрупулёзных изменений, чтобы это было быстрее», — предлагает он.
Сейчас лицензированная площадь добычи торфа 26 тысяч гектаров. Она обеспечивает добычу от 1 до 1,5 млн тонн в год. Коммерсанты надеются, что похожий объём сохранится и в будущем. Старые площади его не обеспечивают в полной мере, поэтому важно записать в стратегию возможность вести разработку на новых территориях и проводить рекультивацию на отработанных.
Пункт о рекультивации будет указан не только в стратегии, но и в поправках к Закону о недрах земли, пояснила член правления Латвийской ассоциации производителей торфа Ингрида Кригере.
«Время, которое дают, чтобы разрабатывать это болото — до конца ресурса.
Это нас устраивает, это наша инициатива, потому что тогда каждый, кто работает в этом болоте, отвечает за этот ресурс, за это болото, чтобы там прошла рекультивация. Но второй вопрос — кто будет выдавать лицензии: Государственная служба среды или Латвийских центр геологии и метеорологии. Это нас настораживает, потому что последний — коммерческий, а мы считаем, что владение ресурсом должно быть в ведении государства», — пояснила она.
Торф в энергетике в Латвии перестали использовать 15 лет назад, когда закрылась ТЭЦ. Но сейчас ассоциация совместно с учёными изучают возможность это возобновить.
«У нас очень много черного торфа, и какую-то его долю можно было бы использовать в энергетике, потому что если добавлять торф к биомассе, это очень хорошо для котельных, там не надо использовать какой-то еще ресурс»,
— указала она.
Проект стратегии переработки торфа передадут на обсуждение специальной рабочей группе. Как только документ получит свой окончательный вид, его направят на рассмотрение в Кабинет министров. Предполагается, что он должен быть принят будущей осенью.