«По сравнению с 2016 годом, сократилось общее число стад, существенно сократилось число стад из 1-9 свиней — в связи с тем, что нельзя выполнить требования биобезопасности и не хочется продолжать. Ну, трудно», — рассказала глава Ассоциации свиноводов Дзинтра Лейниеце.
В государстве около 4,3 тыс ферм, в которых около 300 тысяч свиней. Это число значительно сократилось с 2014 года, когда впервые в государстве обнаружили это опасное инфекционное заболевание. Самую серьезную вспышку АЧС констатировали в этом месяце в хозяйстве Druvas Unguri. Несмотря на высокие стандарты биобезопасности, инфекция проникла и туда — пришлось ликвидировать стадо в 15 тысяч голов. Это серьезный удар по отрасли, признает Лейниеце.
«Очень многие говорят: я не вижу больше экономического обоснования, и эмоционально тяжело работать в этой ситуации. Нельзя долго жить на пороховой бочке. Люди говорят, что нервы больше не выдерживают. Люди в годах говорят: ''Мы начинаем считать, не лучше ли самим отказаться, когда видим, что и в хозяйствах с высоким уровнем биобезопасности приходит''», — добавила она.
Лейниеце признала, что отрасль — на пороге перемен. Возможно, какие-то хозяйства попытаются реструктуризовать свою работу. Однако остальным надо считаться с новыми, еще более жесткими, требованиями к биобезопасности, подчеркнула госсекретарь Минземледелия Даце Луцауа.
«Я не слышала о случаях, что кто-то думал бы уйти из бизнеса. Отрасль будет бороться, и все крепче опоясываться биобезопасностью и все строже контролировать своих работников, продукцию и движение транспорта. Отрасль на очень хорошем уровне развития, поэтому не так просто решиться на перепрофилирование. Поэтому определенно надо пытаться держаться и бороться», — уверена она.
Бороться решил и Раймонд Калванс. В прошлом году на обеих фермах его компании Ancers — в Кримулде и Саласпилсе — нашли АЧС, пришлось ликвидировать более 13 тыс свиней. Решение продолжить работу не было для Калванса легким.
«Это то, что бы знаем сравнительно лучше всего. Мы не можем пшеницу сеять, или хлеб печь, или шапки вязать. Это хозяйство предназначено для свиноводства. Поэтому мы решили не идти по пути закрытия, но собираться и делать те вещи, которые делали когда-то... Это война! Мы все еще не знаем, как в несезон вируса он к нам попал», — отметил Калванс.
В данный момент в хозяйство под Кримулдой привезли 800 свиноматок, в Саласпилс — около 5 тыс свиней. Меры биобезопасности в обоих хозяйствах очень жесткие.
Африканская свиная чума (болезнь не опасная для людей, зато смертельная для животных) впервые была лабораторно подтверждена в Латвии 26 июня 2014 года. Инфекция начала распространяться очень быстро. С лета 2014 года шло истребление свиней на фермах во избежание расширения зоны, охваченной эпидемией, а животноводы несли убытки. Из-за инфекции на свинофермах в 2013 году пришлось забить 21 свиней, а в 2014-ом – 564 свиньи.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, вспышка африканской свиной чумы поразила хозяйство Druvas Unguri как гром с ясного неба. Каким путем зараза проникла на ферму, еще предстоит выяснить, признали специалисты. Наличие инфекции обнаружилось при рутинной проверке образцов, присланных ветврачом. Не далее как весной ПВС констатировала в Druvas Unguri высокий уровень биобезопасности — там принимались все необходимые меры предосторожности.
Вспышка африканской свиной чумы на ферме, где поголовье свиней достигало 15 570, стала самой крупной в стране с 2014 года. Ее ликвидация дело весьма дорогостоящее - подключилось правительство, пообещавшее выделить 367 тысяч евро из бюджета на непредвиденные расходы, еще около 60 тысяч потратит ПВС.
Ранее ПВС уже приходилось ликвидировать крупные стада. В расположенном под Саласпилсом хозяйстве Bunči констатировали африканскую чуму свиней и ликвидировали все стадо — 8521 голову скота. Фирма Ancers, которой принадлежит хозяйство Bunči, также владеет фермой Rukas, где опасное заболевание нашли в середине января. Пришлось ликвидировать 5023 свиньи.