На вопросы членов парламентской комиссии отвечал госсекретарь Министерства экономики Эрик Эглитис. Из его ответов выяснилось: из-за недостаточного уровня зарплат в госсекторе Министерство экономики не может укомплектовать штат сотрудников, которые должны заниматься контролем производителей электроэнергии. Впрочем, кадров не хватает не только в Минэкономики, но и во всех госструктурах в целом.
А что касается контроля за производством электроэнергии, то в прошлом году у производителей нашли массовые нарушения, отметил Эрик Эглитис. Часть материалов были переданы в правоохранительные органы:
«Если говорить о тех материалах, которые были переданы в полицию — сейчас мы рассматриваем возможность направить в полицию пять заявлений. Это из 40 станций, которые были проверены за последние полгода и где были выявлены различные нарушения. А общее число проверенных нами станций было между 80 и 100».
Иными словами, нарушения выявлены примерно в 40% случаев, а 5% — это возможные нарушения уголовного законодательства. Причем речь может идти о явных случаях мошенничества — когда вместо того, чтобы производить электроэнергию из возобновляемых ресурсов, станции нарушают закон и порой просто перепродают закупленное у Latvenergo электричество.
Депутаты комиссии констатировали: как и 10 лет назад, так и сейчас, когда потребители заплатили по OIK уже миллиарды евро, четкого механизма контроля за объемом произведенной электроэнергии нет.
«Контроля по-прежнему еще нет. Я даже не вижу, когда этот вопрос вообще будет решен, потому что все время идут отговорки о какой-то нехватке ресурсов. Мне иногда кажется, что мы с другими членами комиссии можем договориться и поехать сами проверять электростанции и показывать чиновникам министерства, как проводить проверки. Но, разумеется, нам не стоит делать работу Министерства экономики. И очень большую ответственность, на мой взгляд, должен взять на себя госсекретарь», — уверена член комиссии Иева Крапане.
На вопрос, почему за более чем десять лет работы ни одно из правительств так и не разработало четкую систему контроля за электростанциями, ответил член комиссии, депутат Янис Адамсонс:
«Закон очень четко определяет, чем должны заниматься станции, которые хотят получить субсидии от государства в виде доплат. Есть цель закупок — она четко определена. Закон четко определяет: я произвожу электроэнергию — генератор у себя поставил дома — и я могу продавать излишки. Это касается и электричества, и тепла, и целого ряда других составляющих. Этого нет. У нас просто нет элементарного учета и контроля. Эта система создана специально, создана политиками, чтобы провернуть эту аферу».
Задачей комиссии является не только выяснение, как, почему и какой величины урон был нанесен населению с помощью OIK. Речь и о том, как найти виновных и попытаться получить с них компенсацию.
Ранее депутаты пригласили к себе министра среды и регионального развития Юриса Пуце — именно он был ответственным за выдачу лицензий, когда в стране начался бум «зелёных» электростанций.
Представитель Госконтроля Лелде Диманте рассказала, что в 2011-2012 гг. ведомство начало проверку в Министерстве экономики, однако не завершило ее из-за отсутствия финансирования. Но и собранных данных оказалось достаточно, чтобы констатировать — тарифы OIK устанавливались безо всякого обоснования.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, Минэкономики обратило внимание на 39 из 407 станций, которые получили разрешение на OIK — эти компании, оформив бумаги, достаточно долго не начинали работу. Сперва разрешения аннулировали трем фирмам, позже — еще пяти, а затем еще семи.
Министру экономики Ральфу Немиро от имени правительства ранее уже было поручено найти правовое решение по отмене OIK. Невыполнение решения Сейма об отмене OIK в назначенный срок стало причиной, по которой оппозиционные депутаты инициировали отставку премьера.
Правительство 26 марта решило не отменять OIK с 31 марта 2019 года. Сейм в первой половине января 2019-го дал ответственному за отрасль Министерству экономики задание оценить эту возможность.
При оценке отмены OIK обнаружился и ряд проблем. Одна из них — большинство производителей взяли кредиты, их обязательства составляют в общей сложности 200 млн евро. При отмене системы OIK могли возникнуть сложности с возвратом займов. Но если это стал бы проблемой для банков, то вопрос тарифов на отопление касается всего общества. С отменой OIK тарифы могли измениться в 15 краях — подорожание могло составить 10-40%.
Возможные убытки подсчитала Латвийская федерация возобновляемой энергии — она цитирует исследование академика Райты Карните. В нем говорится, что при отказе от OIK и закрытии производств работу могут потерять большинство из 2000 трудящихся, занятых в отрасли.
Кроме того, около 46 млн евро — ожидаемые убытки госбюджета из-за не полученных налогов, и еще 60 млн — в связанных с электростанциями отраслях.