Если госучреждение планирует какую-то конференцию – справедливо, чтобы четко было указано, каким будет ее результат: станут ли чиновники умнее, освоят ли новые навыки – какой будет отдача в целом, пояснил депутат. Он не исключает противодействия новшествам на местах: не все чиновники захотят скрупулезно отчитываться.
«Если нет смысла – то зачем тратятся деньги? Идет ли речь о дороге – должно быть ясно, какая дорога и когда должна быть сделана, и так далее, - сказал он. - В бюджетном поле важны три вещи: цель, результат и результативные показатели. Тогда будет всё прозрачно и для всех жителей страны - они в конце года увидят, целенаправленно ли тратились деньги.
Классический пример – после замечания Госконтроля о нецелевом расходовании средств на аренду медицинского транспорта Минздрав перенял содержание автопарка «скорой помощи» снова на свой баланс и сэкономил только на этом порядка трех миллионов евро. Мы сразу видим, какова была цель и каков результат. Цель-то могла быть достигнута обоими способами. Но экономии для государства в первом случае нет».
Есть в бюджетной системе моменты, не требующие вмешательства – например, базовые расходы министерств при планировании годового бюджета рассчитываются на основании трат в последние три года, и это разумно. А есть и то, что устарело и требует пересмотра или как минимум вдумчивого анализа - как именно расходуются средства, отметил Берзиньш.
«Сейчас много дискуссий вокруг финансирования здравоохранения. Но прежде всего нужно разобраться, насколько эффективно расходуются уже выделенные в бюджете министерства финансы. Поэтому сейчас и существует рабочая группа при Минфине и Минздраве, куда привлекли специалистов, анализирующих эффективность трат в медицине. Мы уже в предвкушении – готовимся заслушать в комиссии по социальным вопросам, какими окажутся результаты», - поделился он.