Ранее Парламентская подкомиссия по надзору за финансовым сектором поручила Министерству финансов оценить, как можно помочь госуправлению и финсектору бороться с отмыванием денег. Рекомендации по этому поводу Латвия получила от Еврокомиссии.
В результате при сотрудничестве сразу нескольких министерств — финансов, внутренних дел, юстиции — а также Службы финансового надзора и Рижской бизнес-школы были подготовлены предложения по поводу того, как повысить квалификацию специалистов, в чьи обязанности входит борьба с отмыванием денег.
«Одно из предложений предусматривает разработку различных учебных программ для представителей судебной власти, чтобы судьи, прокуроры или работающие в этой отрасли намного точнее и лучше могли работать с этими делами — лучше понимать эти вопросы для дальнейшего расследования, чтобы они были компетентны в этих вопросах.
Второе предложение — Службе финансового надзора предлагается сотрудничать с Высшей школой государственной администрации, чтобы обучать работающих в госуправлении. Кроме того, есть предложение поддержать объекты надзора: финансовый сектор, тех, кто там работает. И очень важно, чтобы все связанные в этим ведомства могли управлять рисками: вначале идентифицировать риски, затем расследовать эти случаи, чтобы виновные в итоге были наказаны в соответствии с законом», — рассказал представитель Минфина Алексис Яроцкис.
Сегодня ситуация в финансовом секторе значительно улучшилась, считает Комиссия по рынку финансов и капитала. После реализации целого ряда мер, направленных на борьбу с отмыванием денег и на пресечение подозрительных сделок, из банковского сектора практически полностью исчез нерезидентский слой — и риски значительно уменьшились, говорит Кристап Марковскис, директор Департамента контроля соответствия КРФК.
«За последнее время были ужесточены нормы, а также проведены другие активные действия в области пресечения преступлений, связанных с отмыванием денег. Конечно же, банки и другие финансовые учреждения активно поработали: усилили свою внутреннюю систему контроля, освободившись от слишком «рисковых» клиентов, работать с которыми эта система не позволила. Конечно, если проанализировать денежные потоки банков, можно сказать, что риски банков существенно снизились», — указал он.
Марковскис отмечает, что обучать сотрудников банков все равно нужно, потому что сегодня — из-за более строгих нормативных требований к клиентам и сделкам — проблемы возникают уже у резидентов: нередко банки слишком перестраховываются и отказывают в сотрудничестве даже малорисковым клиентам. Клиенты банков жалуются на слишком жесткие требования банков при открытии счетов. И здесь нужно учить сотрудников банков правильно понимать законодательство, отличать плохие сделки от хороших.
«Образование и тренинги работников — важная вещь, необходимая, чтобы обеспечить выполнение нормативных актов в соответствии с задачей, чтобы содействовать пониманию конкретных нормативов. Мы как надзирающая структура в последнее время много дискутируем и укрепляем диалог с банками, чтобы было общее понимание, как выполнять нормативное регулирование. Очень важна оценка рисков — чтобы риски были понятны и соразмерны. Мы видим, что в отдельных случаях, когда нет единого понимания законодательства, требования банков бывают чрезмерны. Важно, чтобы не возникало ситуаций, когда у какого-либо клиента, к примеру, риски низкие, но он не подал какой-то незначительный документ — и ему закрывают счет»
Депутат парламентской подкомиссии Дана Рейзниеце-Озола считает, что дела, связанные с финансовыми операциями, всегда сложные — и обучение в этом вопросе можно только приветствовать.
«Это очень актуальная тема. Даже с учетом того, что в последние несколько лет велось активное обучение, все равно — в финансовом секторе и юристам, и нотариусам, и всем остальным, кто работает с группами риска, обучение очень полезно. Увидеть возможные финансовые преступления не так уж и легко — это обычно сложно. Это будет центр не только для местных представителей финансового сектора, но может потенциально стать центром для международного обучения», — полагает она.
Политики начали публично высказываться о проблемах с открытием счетов в латвийских банках, но они сами виноваты в этих проблемах — и было бы логично, чтобы они взяли на себя ответственность, заявила «Открытому вопросу» на Латвийском радио 4 политолог, экс-спикер Сейма Илзе Крейтусе.
Речь идет о том, что министры, ожидая переезда в Латвию белорусских компаний, внезапно обнаружили: иностранным предпринимателям после «капитального ремонта» чрезвычайно трудно открыть счетa в латвийских банках.
Так, президент Банка Латвии Мартиньш Казакс признал, что банки и регуляторы в борьбе с «грязными деньгами» впали в крайность и осложнили жизнь честным предпринимателям. Премьер-министр Кришьянис Кариньш также заявил, что банки предпочитают вообще не брать на себя риски, что мешает притоку инвестиций в страну.
В последнее время проблема сложностей, с которыми сталкиваются зарубежные инвесторы, обострилась из-за обстановки в Белоруссии, вынуждающей тамошних предпринимателей искать возможность смены юрисдикции на латвийскую. Министр экономики Янис Витенбергс указал, что вместе с финансовыми учреждениями министерство сейчас ищет компромисс для создания «зеленого коридора» для зарубежных предприятий.