Ранее журналисты передачи Aizliegtais paņēmiens сообщали, что в большинстве ресторанов Риги, которые считаются лучшими, работают за минимальную или еще более маленькую зарплату. И часть доходов, возможно, получают в конвертах.
О единой схеме можно говорить в связи с шестью популярными ресторанами Старой Риги. Их хозяин —ливанец Рабих Одайме, его жена Анита Одайме и также Раймонд Васильев.
Сюда чаще всего приходят иностранные туристы, которых, возможно, мало волнует система предварительных чеков.
Среди таких ресторанов — Peter’s Brew House, Queen’s pub, Zvejnieka dēls, Zilā govs, Colonel Brew Pub (ранее известный как Četras istabas), а также Līvu terase.
Васильев и Одайме — или хозяева, или члены правления в фирмах, которые управляют вышеупомянутыми ресторанами. Информации о них очень мало. Публично доступно лишь упоминание певицей Анной Дрибой. Много лет назад журналу Kas Jauns она рассказывала, что летом пела в ресторане Рабиха Одайме и познакомилась с Линдой Абу Мери, чей муж — депутат Сейма и тоже ливанец.
Предприятие Teatro контролирует ресторан Peter’s Brew House. Оборот фирмы в 2016 году составил примерно полмиллиона евро, прибыль — 70 тысяч евро.
SIA Baltic Holiday контролирует ресторан Zvejnieka dēls и паб Queen’s pub. Оборот — 800 тысяч евро, убытки — 27 тысяч.
Здесь зарегистрировано 22 работника. Социальные взносы за одного составляют 166 евро в месяц. Больше, чем с минимальной зарплаты, но стоит напомнить, что во многих ресторанах зарплата составляет около трехсот евро.
Третья фирма — Līvu terase — контролирует одноименный ресторан, а также Colonel Brew Pub. Здесь, очевидно, произошел некий процесс, потому что оборот фирмы за 2016 год составил ноль, а потери достигли примерно 200 евро.
Журналисты пытались пообщаться с Одайме, но он отказался, и беседовать вышла его менеджер Юлия. Она сторонилась камер, но ответила на главные вопросы и позволила снять Peter’s Brew House.
Юлия рассказала, что с каждым годом к ним приходит все больше посетителей, а почта ломится от CV со стороны работников, которые нужны пабу.
Через некоторое время к интервью присоединился и хозяин — Рабих Одайме — и стал рассказывать о совсем другой ситуации: хороших работников почти невозможно найти, местные обходятся совсем уж дорого, а для гастарбайтеров рынок Латвии закрыт.
«Нужно внести смягчающие обстоятельства. Например, сейчас в Риге я могу посчитать, сколько всего шеф-поваров. Я в этом бизнесе уже 14 лет и знаю здесь всех. Я знаком с шестьюдесятью поварами, и половина из них уже не в Риге. Они в Норвегии, Швеции! Других забирают гостиницы — и все! Больше нет шеф-поваров!», — сообщил он.
Журналисты Aizliegtais paņēmiens решили проверить информацию о схеме с предварительными чеками. Эти чеки предваряют настоящие — они должны пройти через кассовый аппарат, после чего посетитель получает сдачу и настоящий чек. Однако это происходит не всегда. Таким образом, операция не считывается и деньги уходят «в карман» рестораторам.
Вечером субботы журналисты притворились англоязычными туристами и отправились в Queen’s Pub. Терраса на примерно 60 мест была полной. За час, что журналисты провели здесь, кассовый аппарат работал лишь один раз. А вот стоящий рядом принтер использовали для печати чеков раз пять…
Журналисты тоже получили чек из принтера. Заплатили по счету и стали ждать второй — настоящий — чек, но так и не дождались.
Предварительные чеки были задуманы, чтобы гости могли видеть заранее полную сумму и в случае необходимости не согласиться с ней.
Похожая ситуация повторилась в Pētera Alus brūzī и еще раз в Queen’s pub.
Aizliegtais paņēmiens отдал предварительные чеки в Службу госдоходов, где признали, что данная схема очень популярна в ресторанах. Само собой, все доходы фиксирует рабочая станция официанта, которая и печатает предчеки.
А вот официально — через кассовый аппарат — «проходит» лишь часть доходов. И обычно для местных клиентов, которым нужны документы, чтобы, к примеру, отдать их бухгалтерам своих фирм.
Реальные доходы могут отличаться от официальных в несколько раз. Таким образом появляются те деньги, которые выплачивают работникам в конвертах.
После похода журналистов в рестораны Рабиха Одайме наведались сотрудники СГД с рейдом. Главной их целью было найти сервер, соединенный с рабочей станцией официанта, которая и фиксирует реальный доход.
Сервер нашелся где-то в подвале, в котором забаррикадировалась работница ресторана: она пыталась его защитить. Однако оборудование удалось изъять.
Сейчас в СГД ведут расследование и делают расчеты — насколько отличаются реальные доходы от официальных. И если суммы окажутся значительными, начнется уголовный процесс, который грозит тюремным заключением.
Манипуляции с кассовыми аппаратами — главный способ, как предприниматели в ресторанах получают реальные деньги в обход закона.
Однако это мошенничество с предварительными чеками — лишь один способ.
В некоторых кассовых аппаратах бывают специальные функции — или даже кнопка, которая при нажатии не регистрирует покупку на контрольной ленте — бумажной или электронной.
Кроме того, очень популярно мошенничество с контрольными лентами — их потерей, рассказал журналистам специалист по кассовым аппаратам.
Есть и другие способы. Но в любом случае, сотрудники СГД могут «схватить» мошенника лишь добравшись до сервера, где хранятся все данные, пока их оттуда не сотрут.