Парламентская комиссия в среду завершила работу над подготовкой ко второму чтению поправок к Закону об энергетике, предусматривающих открытие рынка природного газа. Пойти решено по тому же пути, что с Latvenergo: продажей топлива после либерализации рынка будет заниматься LG, а ведать газораспределительной системой и хранилищами - другое, отдельное предприятие.
Руководство LG все же продолжает возражать против планируемого открытия рынка, что означает создание юридически независимого от LG общества капитала и отделение таким образом от LG оператора газораспределительной системы, а также продажу этого нового предприятия не связанному с LG и его нынешними акционерами инвестору.
Согласно предложению Минэкономики, новое предприятие должно быть продано до 31 декабря 2017 года. Заместитель государственного секретаря Министерства экономики Юрий Спиридонов отмечает, что этот период был установлен после консультаций с биржей и Европейской Комиссией.
«Практика показала, что для того, чтобы качественно подготовить компанию для привлечения инвестора, нужно минимум 6—9 месяцев, в свою очередь, сам процесс продажи, отбор претендентов и заключение сделки требуют по меньшей мере еще столько же времени. Процесс продажи — от 6 до 9 месяцев. Мы предложили девять.
Этот период может быть на пять месяцев дольше, если он обеспечит больший комфорт акционерам и снизит давление на государство и интересы государства; Министерство экономики против этого не возражает», — сказал Спиридонов.
В свою очередь, председатель правления LG Айгар Калвитис, который в представленных комиссии возражениях по поводу поправок к Закону об энергетике охарактеризовал их как попытку рейдерства и экспроприации имущества, сказал на заседании комиссии:
«Самая важная цель ведь — не обобрать инвесторов или акционеров. А это могло бы произойти, если бы продажа акций произошла в нереально короткие сроки. Что это значит? Если мы не найдем покупателя за девять месяцев, из которых три месяца правительство обдумывало преимущественное право приобретения?.. Тогда реально у нас развязаны руки всего шесть месяцев, и в последний день мы должны продать свои акции по любой цене, потому что
в противном случае нам грозит денежный штраф в размере 10% оборота. И 10% оборота — это 50 миллионов, вы понимаете? Это похоже на простое ограбление акционеров в самой грубой форме».
В свою очередь, Спиридонов подчеркивает, что в случае, если продажа новой компании задержится по объективным причинам, LG не нужно будет платить никаких миллионных штрафов.
«Мы это объясняли несколько раз, но господин Калвитис довольно строго придерживается своего изначального тезиса, который был ему дан. Все очень просто — для продажи есть девять месяцев. На девятый месяц, найдя покупателя, акционер обязан прийти к правительству. Тогда у нас есть три месяца, и никто в течение этого периода не будет применять никаких штрафных санкций», — сказал заместитель государственного секретаря министерства.
Поправки к Закону об энергетике в окончательном чтении Сейм будет принимать уже в начале следующего года. До этого времени Минэкономики поручено подготовить особую дорожную карту для открытия рынка природного газа. Руководство LG уже сейчас грозит государству международным судебным разбирательством.