Многие жители Латвии, чтобы помочь украинским беженцам, сдают им свое жилье. Некоторые — даже не берут деньги за аренду, а только плату за коммунальные услуги. Впрочем, как оказалось, даже в этом случае придётся заплатить налог государству.
«Если же арендатор перечисляет эти деньги за коммунальные услуги владельцу жилья, то у владельца жилья это возникает как доход. И тогда ему нужно выбирать, либо регистрироваться в облегченном варианте на 10% уплаты налога, то есть, это сумма, которую он получает за коммунальные услуги сам и потом уже перечисляет поставщику услуг, у него будет это квалифицироваться как доход», - пояснила представитель Службы госдоходов Юлия Родионова.
При том, что фактически никакого дохода арендодатель не получил. А лишь заплатил, например, за воду и электричество, которые потратили живущие в его квартире беженцы.
В Службе госдоходов говорят, чтобы избежать такой ситуации, можно зарегистрировать хозяйственную деятельность.
«В этом случае, то что он получает будет квалифицироваться как доход, а то что потом он перечисляет поставщику услуг - это будет его расход. И тогда в итоге будет ноль», - пояснила Юлия Родионова.
Но куда более простой выход из ситуации - беженцы сами, напрямую, платят за коммунальные услуги. Это можно сделать и наличными, в случае если у человека нет интернет-банка, и латвийского банковского счета.
«То есть он идет в Rimi, в Maxima — через посредников это делает. В этом случае он сам заплатит поставщику услуг. Банковский счет в данной ситуации не нужен, и тогда владельцу имущества тоже не нужна регистрация», - сказала Юлия Родионова.
А вот председатель комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Юрис Ранцанс заявляет: в законе о подоходном налоге с населения ничего про коммунальные услуги не говорится. Есть лишь пункт о прочих доходах.
«Может быть, они это интерпретируют как прочие доходы. Но на самом деле, это деньги, с помощью которых вы обслуживаете это имущество. Причем тут доход? Это расходы, а не доходы. Но об этом мы сможем поговорить тогда, когда еще раз соберемся обсуждать закон о поддержке украинских жителей», - сказал Юрис Ранцанс.
Как считает Ранцанс такая интерпретация закона — спорная и не правильная. Ближайшее время, когда этот вопрос может быть поднят в правительстве — конец месяца.