Этим развалинам — лет столько же, сколько независимой Латвии. Государственный Рижский завод робототехники — такое гордое имя носило производство, с конвейеров которого, впрочем, не сошёл ни один робот. Строительство завода началось в 1980-х. Закончилось в 1990-х. Какое-то время он даже работал. Что именно производили — точно неизвестно, ходят слухи — детали для космических кораблей. В 1994 году здание приватизировали и поделили сразу на 9 объектов. И сейчас — пока одну его часть сносят, в другой разгружают фуры и сидит одинокий аптекарь.
А ведь как всё начиналось! Если бы завод начал работать — мог бы стал бы ведущим во всех 15 советских республиках. А Зиепниеккалс, где он построен — мог стать самым современным рижским районом. Тут даже станцию метро планировали открыть. Но не получилось в 90-х. Не получилось и в 2000-х. XXI век — век компьютеров и робототехники. Но, похоже, только не здесь.
Совсем иначе эта территория будет выглядеть во второй половине следующего года. Rimi Aleja — название торгового центра площадью в 12 тысяч квадратных метров. Там, где когда-то были производственные линии, появятся ряды магазинов — буквально. Демонтаж затронет лишь административную часть завода. Бывшие цеха интегрируют в новый проект. Именно так следует поступать с наследием советской эпохи, считает глава Фонда индустриального наследия Андрис Биедриньш.
«Это были типовые проекты, которые где-то в Ленинграде разрабатывали. С другой стороны — это тоже часть нашей истории! Возможно, имеет смысл оставлять какие-нибудь знаки.
Например, RAF — это же целая эпоха. Если строится торговый центр, и сохраняется часть постройки, которая символизирует что-то — то это хорошо».
Здание бывшего завода промышленных роботов за годы простоя превратилось в развалину категории Б. И к этому объекту недвижимости применяется повышенная ставка налога. Это, по сути, делает владение развалиной слишком дорогим удовольствием.
Как и другие скелеты из советского промышленного прошлого, это здание принадлежит частным лицам. В Рижской думе говорят — самоуправление может сколько угодно призывать размещать в них выставочные залы, жильё или производство, но условия диктует рынок.
«Я думаю лучше так, чем никак! Чем лучше, что у нас стоит фабрика Sarkana zvaigzne около Воздушного моста, на которой то и дело появляется оптимистичная политическая реклама. Это беда.
Восстанавливая такие здания и давая им жизнь, мы тем самым расширяем границы Риги. Создаем новые точки притяжения», — пояснил председатель комитета городского имущества Олег Буров.
В общей сложности уродующих городской ландшафт развалин в Риге сейчас более 500. Сколько из них имеют индустриальное прошлое — сказать трудно.