Чуть ли не четвертая часть всех жителей Латвии подвержена риску бедности. А именно — 22,5%, то есть 418 тысяч человек. Это данные за 2021 год. В 2014 году были те же 22,5% — восемь лет прошло практически без изменений. Хотя по сравнению с 2020 годом показатель и снизился на 0,9%.
«В последние годы замечена тенденция, что риск бедности скачет с 22 до 23 процентов. Один год меньше, второй больше. В 2021 году у детей до 17 лет уменьшился риск бедности на 1 процент. А у юношей с 18 до 24 лет этот риск вырос примерно на полтора процента. При этом у сениоров с 65 лет риск уменьшился на 4 процента», — рассказал о динамике представитель Центрального статистического управления Виктор Веретянов.
Поменялся и порог бедности. На одного человека — 513 евро вместо 472. А на семью с двумя взрослыми и двумя детьми до 14 лет — 1077 евро. Годом ранее сумма была 991 евро. С чем все это связано?
Эксперт банка SEB по макроэкономике Дайнис Гашпуйтис поясняет — сказались пособия:
«Это происходит оттого, что государство довольно много ресурсов определило для помощи обществу. Конечно, это улучшило ситуацию! Но риски очень высокие, особенно если смотрим на этот год — потому что инфляция очень высокая. И это, конечно, затрагивает тех, у кого очень низкие доходы».
Однако сама шкала, по мнению эксперта по социальной безопасности Конфедерации работодателей Петериса Лейшкалнса, реальную картину не показывает. По его словам, шкала риска бедности — ниже самой черты бедности:
«Шкала эквивалентности, которая употребляется в этой методике, разработана для западноевропейских стран 20 лет назад. И шкала абсолютно не соответствует ситуации в Латвии».
Петерис Лейшкалнс считает, что порог бедности, рассчитанный на семью, не выдерживает никакой критики:
«Для первого взрослого остается 530, для второго и следующих членов семьи — 256, для ребенка — где-то 170. В Латвии нельзя ребенка содержать на 170 евро! Это утопия».
И, как говорит эксперт, социальную политику, основываясь на этой статистике, строить тоже нельзя.
А вот и прогноз на следующий год.
«Очень положительной, позитивной перспективы для нашей экономики на следующий год не видно. По крайней мере, я не ожидаю большого спада экономической активности», — сказал Дайнис Гашпуйтис.
А значит, и риск оказаться за чертой бедности для многих возрастет.