Результаты анкетирования: что банки делают с информацией о «политической значимости» клиентов

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В прошлом году клиенты латвийских банков должны были заполнить анкеты, предоставив финансовому учреждению дополнительную информацию о себе. Жителей пугали — если данных не будет, банк ограничит обслуживание. Как теперь банки используют полученную от клиентов информацию, и что стало с теми, кто проигнорировал анкетирование, рассказала программа «Домская площадь» Латвийского радио-4.

Многие латвийцы недоумевали, почему вообще должны предоставлять банку информацию о себе. Этого требует новая редакция закона «О легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма». Таковы меры по предотвращению коррупции и террористических угроз.

Как указала представитель Ассоциации коммерческих банков Байба Мелнаце, цель анкетирования была в том, чтобы установить, какие клиенты являются политически значимыми лицами. Теперь банки уделяют сделкам этих людей повышенное внимание.

«Банкам нужно было провести это анкетирование, поскольку были приняты поправки к закону об усиленном контроле финансовых сделок политически значимых лиц. Поправки не предусматривали создание единого списка таких лиц, в каждом банке теперь есть просто собственный список. При составлении этого списка банки руководствовались публично доступной информацией о клиентах и проводили анкетирование»,

— указала Мелнаце.

Как сказано в законе, политически значимыми лицами считаются занимающие высшие должности чиновники, военные, судьи, политики, члены правлений государственных и предприятий и т.д., а также их супруги, родители, бабушки-дедушки, внуки, братья-сестры. Отдельно упоминаются и люди, которые имеют с ними легко доказуемые деловые «или другие тесные» отношения.

Поскольку некоторые клиенты могли предоставить банкам ложную информацию о себе, финансовые учреждения полагались не только на анкетирование. Как рассказала представитель Swedbank Кристине Якубовска, банк при анализе данных руководствуется также публично доступной информацией, которая содержится в интернете и регистре предприятий. Однако социальные сети не являются источником информации о клиенте.

«Конечно, мы и сами проверяем информацию, например, используем публичные базы данных. Это разные публичные данные, в том числе Интернет и масс-медиа, и, например, Регистр предприятий и так далее.

И есть внутренняя методика, которую, конечно, мы в деталях не можем описывать, потому что это конфиденциальная информация.

Но более или менее мы полагаемся на то, что сам клиент указывает в своей анкете про свой статус политически значимого лица. И если эта информация не совпадает с нашей внутренней информацией, конечно, мы связываемся с клиентом и просим уточнить эту информацию в анкетной базе», — пояснила Якубовска.

В банке говорят, что столь масштабное анкетирование больше проводиться не будет. Но если клиент не принял в нем участие и игнорировал просьбы финансового учреждения указать информацию о себе, в отношении этого лица могут быть введены санкции.

По словам Якубовски, такую анкету клиенты заполняют, впервые приходя в банк — и, если что-то изменилось, кредитное учреждение об этом необходимо уведомить. «Если клиенты не заполнили анкеты, но они получили приглашение это сделать, банк будет продолжать с ними коммуницировать, банк будет продолжать приглашать их заполнить анкету. Но если клиент после многочисленных приглашений все-таки не отзовется и не заполнит анкету, банку придется ограничить доступ к услугам банка, а в особых случаях — даже закрыть счет и прекратить сотрудничество», — указала она.

Если у банка рождаются подозрения относительно той или иной сделки клиента, финансовое учреждение передает эту информацию Службе предотвращения легализации преступно нажитых средств. По словам руководителя ведомства Виестурса Бурканса, их задача заключается в том, чтобы провести полный анализ той или иной операции.

«Ни банк, ни служба не имеет право информировать клиента, что получен сигнал о его подозрительных сделках.

Мы не можем попросить этого человека предоставить нам какие-то разъяснения. Наше ведомство проводит проверку и анализирует, какие операции проводило конкретное лицо. Сама сделка политически значимого лица не является преступлением. Наша задача — выяснить, были ли уплачены налоги и не связана та или иная сделка с коррупцией», — пояснил он.

Если вы получили наследство или продали недвижимость, вам не стоит переживать, что теперь этим займутся спецслужбы. В Ассоциации коммерческих банков указали, что сначала финансовое учреждения свяжется с вами, чтобы разъяснить ситуацию.

Если же после анализа ответственных служб и сбора всех доказательств выяснилось, что клиент банка действительно мог совершить преступление, информация о его сделках будет передана в полицию для начала уголовного процесса. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное