Министр выступает с призывом ко всем членам правительства сообща поискать нестандартные решения для улучшения ситуации. Рейзниеце-Озола добавляет: при разработке госбюджета в расчет брался более оптимистичный прогноз.
«Развитие экономики в настоящий момент стремительно затормаживается. Если еще в конце года мы планировали бюджет с учетом роста ВВП в размере 2,8%, то сейчас и Банк Латвии, и Министерство экономики прогнозируют только 2% прироста. Поэтому и нам, и правительству очень серьезно нужно думать о том, как разогревать народное хозяйство», — заявляет она.
И Банк Латвии, и Министерство экономики считают, что в первую очередь нужно развивать кредитование. Если в «тучные годы» 400 млн евро выдавались в кредит ежемесячно, то теперь такая сумма выдается клиентам банков за целый год.
Шаг в верном направлении уже сделан, отмечает министр: депутаты пересмотрели поправки к Закону о неплатежеспособности, и так называемый принцип оставленных ключей будет уже не обязательным, а по выбору заемщика. Банки получили аванс от политиков и взамен должны выполнить свою социальную миссию — активизировать рынок кредитования.
Кредитование частных лиц стимулирует потребление и улучшает ситуацию на рынке недвижимости. Но ипотечное кредитование даже на более выгодных условиях не сильно-то разогреет экономику — нужна поддержка бизнес-проектов, считает старший экономист Swedbank Лия Страшун:
«Ипотечные кредиты, может, и окажут какой-то небольшой эффект на рынок недвижимости. Но все-таки для экономического развития нужны инвестиции, в первую очередь, со стороны компаний, самих предпринимателей. Это стимулирует экономический рост не только сегодня, но и через два-три года».
Существующая сегодня в мире геополитическая и экономическая нестабильность влияет на настроения предпринимателей негативно, признала Страшун.
Вторая сторона медали — банки неохотно кредитуют производителей, считая производство в Латвии рискованным бизнесом. Политику индустриализации, на которую был взят курс, нужно пересматривать, уверен президент банка AB.LV Олег Филь:
«Мы до сих пор хотим здесь видеть производства, производства... Понятно, что нам нужно поднимать долю промышленности, но правильно ли мы рассчитываем свои силы? И правильно ли мы в условиях глобализации просчитываем свою международную специализацию?»
Министр экономики говорит также о своевременном освоении средств из фондов ЕС — а это 4,4 млрд евро, которые нужно направить на поддержку экономики. В том числе — в виде инвестиций в производство: на закупку оборудования и создание новых рабочих мест. Но с этим могут возникнуть проблемы, признала Рейзниеце-Озола:
«Мешают бюрократические препоны. Министерства перебрасывают мяч от одного к другому: кто именно будет отвечать за реализацию программы, кто и на каких условиях может на эту поддержку рассчитывать — до сих пор не ясно.
Еще одна проблема — администрировать средства еврофондов для предпринимателей будет не Агентство инвестиций и развития, а Центральное агентство финансовых договоров, у которого нет опыта. Делать эту работу оно не готово».