Разногласия вокруг управления Rail Baltica могут привести к утрате части денег ЕС

Обратите внимание: материал опубликован 4 года и 6 месяцев назад

В конце этого месяца главам правительств стран Балтии нужно найти общий язык о дальнейшем управлении проектом Rail Baltica. Чтобы получить дополнительные деньги уже в этом году, Латвия, Литва и Эстония должны объединить руководство проектом в руках совместного предприятия RB Rail. Такое условие выдвинула Европейская комиссия. Но литовская сторона заявляет, что с помощью ультиматума никакого компромисса достигнуть не удастся, сообщает корреспондент Latvijas radio в Брюсселе Артём Конохов.

Разногласия вокруг управления Rail Baltica могут привести к утрате части денег ЕС
00:00 / 05:05
Скачать

Железнодорожная линия Rail Baltica между Таллином, Ригой, Каунасом и Варшавой из фондов Европейского Союза уже получила 1,4 миллиарда евро. И в этом году проект может получить ещё больше денег из нынешнего бюджета ЕС. Но для этого Европейская комиссия выдвинула несколько условий. Одним из них является создание более эффективной структуры управления проектом. То есть три национальные компании нужно объединить под крышей совместного предприятия RB Rail.

СПРАВКА

Ранее предполагалось, что работы «на земле» по проекту Rail Baltica начнутся уже в 2020 году, и линия от Таллина до Каунаса должна быть готова к 2026 году. Как уже писал Rus.Lsm.lv, министр сообщения Талис Линкайтс признал, что проект затягивается по меньшей мере на 2-2,5 года, не решены до конца и проблемы с финансированием. На все объекты Rail Baltica в Латвии денег не хватает, заявил Линкайтc. Хотя 85% расходов софинансирует ЕС, требования и цены растут.

Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, но в 2017 году она была уточнена и увеличилась до 5,79 млрд. Соответственно, при 85-процентном европейском финансировании доля Латвии выросла с 1,27 до 2 млрд. евро, а софинансирования, которое нужно обеспечить из национальных источников, до 300 млн евро. (Это примерно в четыре раза больше, чем сейчас в год выделяется на ремонты автодорог Латвии.)

Проект Rail Baltica предусматривает строительство новой железнодорожной колеи европейского стандарта Таллин-Рига-Каунас-граница Польши. Таким образом предполагается через сеть польских железных дорог соединить страны Балтии со «старой» Европой. Строительные работы планировалось начать уже в 2016 году.

Однако, как Rus.lsm.lv уже писал, Польша пока не планирует инвестиций в реконструкцию участка железной дороги Бялосток – Тракишки, без переделки которого магистраль Rail Baltica на участке в более чем 200 км не позволит развивать поездам высокую скорость. Ранее Еврокомиссия называла этот отрезок — единственный, связывающий Литву (и, следовательно, Латвию и Эстонию) со «старой» Европой  — «утраченным звеном» Rail Baltica. О недовольстве состоянием дел на польской стороне границы заявляли, как писал Rus.lsm.lv, министры прежнего правительства Литвы — на фоне общего резкого охлаждения отношений двух стран.  

Для Латвии Rail Baltica пройдет от границы с Эстонией через Салацгривский, Лимбажский, Сейский, Инчукалнский, Ропажский, Гаркалнский, Стропиньский, Саласпилсский края, через Ригу — и сквозь Марупский, Олайнский, Кекавский, Балдонский, Иецавский, Бауский края до литовской границы.

Совместное предприятие стран Балтии RB Rail было учреждено в ноябре 2014 года. Это СП трёх стран — Латвии, Литвы и Эстонии, задача которого — реализация проекта новой железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна соединить Балтийские страны с остальной Европой. Общая стоимость проекта — почти 6 миллиардов евро. Часть этих денег — средства европейских фондов, которые могут быть утрачены, если проект затянется.

Глава Генерального директората транспорта Европейской комиссии Хенрик Хололей об этих условиях напоминает при каждой возможности. В том числе и на недавнем форуме Rail Baltica в Брюсселе.

«Я всего лишь хочу, чтобы все это понимали, точно так же, как это понимают премьер-министры, для того, чтобы избавиться от возможных недоразумений в будущем. Чтобы никто не мог сказать, что он об этом не знал. Страны Балтии ясно понимают, что нужно сделать, чтобы получить дополнительное финансирование. До сих пор эти условия не выполнены. Но я полон оптимизма о том, что все страны понимают, что инициатива сейчас на их стороне».

Но литовской стороне это требование совсем не нравится. Замминистра транспорта Литвы Гитис Мажейка настаивает на том, что полная передача руководства проектом в руки совместного предприятия несёт за собой серьёзные риски. Ранее Литва упоминала риски в области безопасности, так как железная дорога играет роль в оборонительных планах страны.

«Я не думаю, что в этом случае для всех годен единый подход. Мы должны продвигаться шаг за шагом, не принимая поспешных решений».

Звучат и сомнения по поводу того, как передача руководства Rail Baltica в руки совместного предприятия повлияет в будущем на то, кто отвечает за железную дорогу в Калининград. Кроме того, похоже, правительство Литвы не особо верит в то, что Европейская комиссия действительно не даст денег. Замминистра транспорта Мажейка говорит, что требования Брюсселя менялись и раньше.

«До недавних пор царили определённые взгляды не только по поводу проекта Rail Baltica, но и железнодорожного рынка в целом. Например, о том, как нужно относиться к Западу и к Востоку. Сейчас похоже, что этот жёсткий подход уже не в силе. Я считаю, что с помощью ультиматума ничего нельзя добиться. Но можно продолжать дискуссии, и мы их продолжаем».

В свою очередь, депутат Европейского парламента от Национального объединения Роберт Зиле считает, что Европейская комиссия не блефует:

«Думаю, Европейская комиссия должна стоять на своём. И я считаю, что лучше получить порку в этом году в форме возможного отказа в выделении средств, но с надеждой на то, что проект получит деньги из многолетнего бюджета, чтобы его закончить. Хотя это будет очень болезненным ударом для проекта! Я не вижу иного пути. Иначе мы будем с этим вопросом мучиться все остальные годы».

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс (Новая консервативная партия) утверждает, что все три страны Балтии хорошо осознают происходящее.

«Это не критично для реализации проекта. Это просто неприятно. Ясно, что все страны это хорошо осознают, но у Литвы есть свои национальные интересы, которые, как обычно, важнее всего».

Ранее министр заявил, что на строительство магистрали направлены достаточные средства, мощности и команда, чтобы реализовать проект на должном уровне.

Нынешняя структура руководства Rail Baltica была создана как компромисс между теми, кто хотел, чтобы в каждой стране за реализацию проекта отвечало своё предприятие, и теми, кто хотел, чтобы всё строила одна компания. Сейчас ответственность разделена. Решения принимаются медленно, и их сопровождают различные разногласия. Руководство RB Rail неоднократно менялось. Именно поэтому идёт речь об оптимизации, чтобы строительство трансбалтийской высокоскоростной магистрали не отставало от сроков.

«Мы со своей стороны заинтересованы концентрировать ресурсы в совместном предприятии RB Rail. Это ясная позиция нашей страны. Насколько я понимаю, у Эстонии похожая позиция. По этому компромиссом было бы, чтобы нам по крайней мере не мешали объединять свои ресурсы», - прокомментировал ситуацию глава Минсообщения Талис Линкайтс.

Министр отказался прогнозировать, смогут ли главы правительств трёх стран на совещании в Вильнюсе добиться прорыва. Политик лишь добавил, что переговоры идут активно на всех уровнях.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное