Ради канадских геологов в Латвии хотят облегчить разведку недр

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В ближайшее время на заседании комитета Кабмина планируется рассмотреть концепцию, разработанную министерством охраны окружающей среды и регионального развития (VARAM). Министрам придется выбрать из нескольких вариантов, однако большая часть из них предусматривает ограничение собственника в праве возражать против разведки недр на своей земле.

Большая часть латвийцев не обратила внимания на появившиеся несколько лет назад сообщения о некой канадской компании, которая начала в Латвии разведку недр, надеясь отыскать здесь месторождения никеля, меди и даже платины. Те же, кто все-таки их заметили, к деятельности канадца латвийского происхождения Андриса Бите, вице-президента компании Ginguro Exploration, отнеслись со вполне понятным скепсисом. Однако в коридорах власти к чаяниям канадской компании прислушались, и в результате на свет появилась концепция VARAM по совершенствованию правового регулирования геологической разведки.

«Работы по геологоразведке сейчас действительно не ведутся из-за того, что в Латвии достаточно раздробленная структура землевладения, много собственников, и конечно, каждый по отдельности исследовать недра не может. Делать это, в принципе, может и сам владелец, но это требует известных ресурсов знаний и умений. К тому же, если нет подозрений, что под землей может находиться что-то ценное, то чаще всего никакой разведки не проводится. Да и возможности латвийского государства в проведении подобной разведки довольно ограниченные», - указывает заместитель госсекретаря министерства Алда Озола, поясняя необходимость изменений правовом регулировании этого вопроса.

Концепция VARAM предусматривает ряд возможных решений, но наиболее подходящим считается вариант B, в котором предусмотрена возможность геологоразведки даже без согласия владельца земли. Второй важный момент, предусмотренный в этом варианте — возможность для правительства принимать решение о присвоении участку статуса территории национального или государственного значения.

«К тому же все эти процедуры будут упрощены, не будет необходимости согласовывать разведку и добычу с каждым владельцем земли в отдельности. Но в то же время мы предусматриваем, что владельцу земли полагается вознаграждение и компенсация», - сказала Озола, подчеркнув, что в большинстве стран недра и полезные ископаемые  являются собственностью государства.

«В Латвии ситуация достаточно уникальна — у нас все недра до самого ядра земли принадлежат собственникам земли. Фактически нигде в мире такой ситуации нет, она уникальна. В других странах есть разделение на права на поверхность земли и так называемые права на минералы. Конечно, отличия в глубине, с которой начинаются права на минералы и той, с которой их можно использовать, но в Латвии это абсолютно не закреплено юридически», - признает представительница министерства.

С тем, что нынешнее законодательство, регулирующее геологическую разведку, уже устарело, согласен заведующий кафедрой географии и наук о земле ЛУ, профессор Гирт Стинкулис. «Нельзя сказать, что оно очень плохое, но просто недра принадлежат землевладельцам. Есть свои ограничения, есть свои особенности в акватории моря, есть свои особенность в государственно значимых месторождениях и участках», - отмечает ученый.

Чиновники не случайно решили переработать устаревшее законодательство — на них повлияла деятельность канадской компании Ginguro Exploration, нынешней весной переименованная в Inventus mining. Эта компания еще год назад подписала с министерством экономики протокол о намерениях о возможной разведке полезных ископаемых в Латвии. В свою очередь, заключив договор с Латвийским Центром окружающей среды, геологии и метеорологии, компания получила доступ результатам исследований геологов, которые проводились еще в советское время.

«Директор компании — бывший посол Канады в Латвии и Бите, который является вторым человеком в этой фирме, и до сих пор поддерживает контакт с Латвией. Он геолог и по образованию и по призванию, и это его идея», - пояснил интерес канадцев к разведке полезных ископаемых в Латвии Марис Кучинскис, глава парламентской комиссии по долгосрочному развитию, которая не раз поднимала вопрос об изменении законодательства, регулирующего исследование недр.

Сам же Кучинскис по предложению компании посетил горнопрормышленную выставку в Канаде. По мнению главы комиссии Сейма, знакомство с канадской горнопромышленной индустрией стало чрезвычайно важным опытом. Другим образцом современного подхода в этой сфере является Финляндия, в том числе ее чрезвычайно удачное законодательство.

Несмотря на проблемы с правовым регулированием, канадцы уже несколько лет изучают экономический потенциал недр в Курземском регионе. По словам Кучинскиса, были проведены повторные исследования образцов и всех материалов, доступных в центре геологии, что позволило сделать вывод о вероятных месторождениях. После чего в уже существующих скважинах провели сканирование современной техникой. В дальнейшем может потребоваться бурение отдельных скважин, чтобы получить новый материал.

О том, что деятельность канадской компании не ограничивается лишь упомянутым протоколом и визитом членов парламентской комиссии, свидетельствует и информация на сайте  Inventus mining, где говорится, что компания уже закончила геохимический анализ старых скважин в Курземе.

Балтийская Ассоциация по исследованию и добыче углеводородов обеспокоена активностью канадцев. По словам ее главы Сигиты Пожелайте, нет никакой точной информации о том, какую пользу заокеанские геологи принесут Латвии, зато совершенно ясно, какую выгоду из этого могут извлечь канадские предприниматели. К тому же Пожелайте кажется подозрительным, что предложения ассоциации при разработке концепции были полностью проигнорированы, и к разработке поправок ассоциацию не допустили. По мнению Пожелайте, создается впечатление, что министерство лоббирует интересы канадской компании.

О настоящих целях авторов концепции беспокоится и глава Балтийской ассоциации геологов Марита Страдере. По ее мнению, в концепции отсутствует алгоритм определения ценности недр земли. «Если мы считаем, что недра земли — государственный ресурс, нам нужно подумать, как его рационально использовать. В этом случае в основе концепции должны лежать имеющиеся сведения, которые сейчас в Латвии практически не собраны. Данные нужно обработать, после этого посмотреть, чего не хватает, и затем подумать, как мы реально можем использовать этот ресурс», — считает Страдере.

Марис Кучинскис также согласен, что у концепции в ее нынешнем виде имеется ряд недостатков. Главный, по его мнению — то что в ней не предусмотрен конкретный механизм выплаты компенсации владельцам земли. По его словам, в мировой практике сейчас принято, что 20% прибыли, полученной компанией в случае, если на частной земле ведется добыча полезных ископаемых, делится между государством, самоуправлением и владельцем участка.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное