По его словам, при указании зарплат руководства компании во внимание принимают рыночную практику. А именно, сколько получают на предприятиях сходного размера, работающих в той же отрасли. Кроме того, стоит учитывать, в какой ситуации находится фирма.
«Это очень проблематично, когда нужен руководитель, готовый к переменам, что, соответственно, требует специфических навыков — и может увеличить эту сумму. Какова стратегия компании, какова отрасль, где предприятие работает, какова финансовая ситуация. Очень много аспектов, которые влияют на уровень зарплат в любой компании», — пояснил Графс.
«Но основа — рыночная практика, сколько получают главы предприятий схожего масштаба»,
— добавил он.
По словам Графса, у предприятия, на 100% принадлежащего государству, есть определенный «потолок» зарплаты и принципы ее формирования. В свою очередь, в компаниях, в которые вложен и государственный, и частный капитал, например, Lattelecom, airBaltic, Latvijas Mobilais telefons, принципы «определяются только обстоятельствами рынка». При этом нередко оклады стоит сравнивать на международном уровне, поскольку в соответствующей отрасли в Латвии может не быть компаний схожего масштаба — как, например, в случае airBaltic.
Графс указал: институт выступает за то, чтобы любая — особенно крупная — компания, независимо от того, есть ли в ней доли частного или государственного капитала, публиковала свою зарплатную политику, где указано — какова фиксированная часть оклада, за что заплатили премии и бонусы и какими были дополнительные поощрения.
«И совет предприятия поясняет.
В этом случае советам и Lattelecom, и airBaltic, и Latvijas Mobilais telefons стоит публично пояснить, каковы зарплатные принципы, почему у одного руководителя компании та или иная зарплата.
Мне кажется, что это недостающая часть, если мы сравниваем с госпредприятиями, где принципы ясны, определены. Есть методика, есть руководства по тому, что происходит на рынке... Что же касается предприятий с частным капиталом, не хватает этой ясности, ... поскольку советы фирм на самом деле не очень много говорят об этих вопросах», — добавил Графс.
Полностью принадлежащие государству компании обнародуют достаточно много информации о себе, другой вопрос — насколько она качественна. «Межотраслевому координационному центру, который контролирует, надо следить, что происходит со всем госпредприятиями, надо собирать информацию и смотреть, насколько качественно предприятия и отвечающие за них министерства обнародуют эту информацию. Это стало бы таким шагом к правильной информации, поскольку в данный момент информации много, но общий анализ не делают в том объеме, в котором следовало бы», — считает он.
От трех до четырех полных дней в неделю на рабочем месте, а зарплата — миллион евро в год. Так выглядит труд самого высокооплачиваемого служащего госсектора Латвии — председателя правления национального авиаперевозчика airBaltic Мартина Гаусса, сообщила программа De facto на LTV.