Перспективы латвийского экспорта: нас никто нигде не ждёт

Обратите внимание: материал опубликован 10 лет назад

Учитывая украинско-российский кризис, как никогда актуален теперь вопрос, удастся ли Латвии быстро переориентировать свои потоки экспорта на другие рынки. Член правления Латвийского клуба экспортеров Дан Титавс и член совета Латвийской федерации пищевых предприятий Дидзис Шмит в эфире передачи Латвийского радио 4 «Открытый вопрос» заявили, что трудности неизбежны, но «хоронить» наших производителей явно преждевременно.

 

Конечно, кризис ударит по латвийским производителям, и не исключено, что некоторым грозит банкротство. Отрицательнее всего, кстати, сейчас влияет на их положение не угроза возможных антироссийских санкций, отметил Титавс, а падение российского рубля и покупательной способности россиян. В итоге латвийским предприятиям становится невыгодно продавать в Россию свою продукцию. То, что она там востребована – не изменится, подчеркнул эксперт, вопрос – по каким ценам.

«Россия за последний год пошагово девальвировала рубль на 20%. Казахстан своё тенге – на 40% (единомоментно). Гривна на Украине вообще никогда не была особо стабильной валютой. То есть девальвация – это всегда потери, и каждый старается избежать их как может, – пояснил Дидзис Шмит. – Производитель смотрит, чтобы крайним был не он, а торговец – чтобы не он. В такой ситуации рынок стагнирует. А тут еще и теперешние события, которые, мягко говоря, далеки от стабильности».  

Для латвийских экспортеров настал «период выжидания», по выражению Шмита – грузы в Россию и даже на Украину еще экспортируются, но по минимуму. Как правило, это контракты с предоплатой, где потенциальные потери почти исключены. Поэтому прогнозы навскидку, каковы в итоге будут потери, не вполне корректны.

«Говорить, что работу потеряют 20 тысяч человек – это  при каком варианте? Когда наступит тотальная холодная война?» – резонно отметил Шмит.

По словам Дана Титавса, предприниматели – люди гибкие и всегда находят новые ниши,  будь то Китай или Запад – причем переориентируются очень быстро. Россия в силу близкого соседства неизбежно останется в числе наших рынков сбыта, считает он. Однако предпринимателям нужна со стороны государства «естественная помощь на внешних рынках», отметил он. Тогда, не исключено, торгующие сейчас шпротами фирмы переключатся, условно, на продажу кедов.

Банкротство же единственного рыбоперерабатывающего предприятия (один завод недавно в четвертый раз за последние два года подал заявку с просьбой признать его неплатежеспособным) – еще не повод ставить крест на всей отрасли, подчеркнул он. Как говорится, в любой отрасли есть те, кто и в тучные годы не умел работать и зарабатывать. Да и те 10-20 тысяч работников, по убеждению Титавса, «где-то да будут работать всё равно».

«Есть вещи, которые возможны, и те, которых добиться нельзя, – добавил Дидзис Шмит. – Например, почему мы свои шпроты продаем там (в России)? Потому что это традиционный и хорошо известный там продукт, сбыта которому нет на многих европейских рынках. Переориентировать шпроты на Запад – это как французам перенаправить свои лягушачьи лапки в Латвию: их попросту не будут покупать. Трудно будет переориентировать и транзит: нельзя ведь изменить географию».

Когда латвийские чиновники из министерств призывают предпринимателей переориентироваться, это всегда звучит смешно, говорят эксперты: люди, которые сами ничего не производят и не экспортируют, указывают бизнесу, как поступить.

«Тиражируется мнение, будто те, кто еще работает с Россией, поступают неправильно. Но знаете, что я скажу? Они молодцы, что в таких сложных условиях всё еще работают там, и на месте чиновников и политиков я бы их на руках носил за это! - заявил Шмит. – Они в непростой ситуации умудряются заработать деньги в России (про Украину вообще не говорю!) и привести их в бюджет Латвии».

Бизнес, конечно, старается не хранить все яйца в одной корзине, но нужно помнить: как Россия защищает свой рынок, «находя что-то вредное» в поставляемых продуктах, так же это делает и Запад, напомнил специалист.

«Чтобы отправить сейчас продукцию в Америку, вам пришлось бы до того два года потратить на ее тестирование там. Без гарантий, что вы туда попадете. Канада нас выкидывала со своего рынка несколько раз – тоже что-то «находила», – поделился Шмит. – И когда ты возвращаешь контейнер из Канады и оплачиваешь его доставку, понимаешь – тебя туда просто не пускают. А регулы Евросоюза по копченостям, явно направленные против каких-то производителей? Любая страна стремится сократить поток импорта и как можно больше экспортировать своё. Так что – нигде нас не ждут. Хотя мы и можем попытаться прорваться. Бороться надо везде».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное