Лейшкалнс отметил, что если сотрудник получает, например, тысячу евро или больше, то увеличение минимальной заработной платы приведет к «давлению снизу». При этом сам Лейшкалнс считает самой нормальной системой, при которой минималка не давит на зарплаты снизу, а подтягивается вслед за средней зарплатой, как это происходит в Литве или Эстонии.
«Нынешняя налоговая политика в отношении рабочей силы, дифференцированный необлагаемый минимум – эти вещи направлены на сохранение дешевой рабочей силы. Они буквально вынуждают работодателей платить маленькие зарплаты, потому что нормальные – платить дорого», - говорит Лейшкалнс.
Он отметил, что сейчас за работника, получающего 428 евро, нужно заплатить 190 евро налогов. «Если вы хотите заплатить ему еще столько же, то налоговое бремя составит 371 евро. У нас очень дорого платить нормальные зарплаты, но нормально – платить маленькие. Из-за этого мы отстаем от соседей и потому у нас низкий уровень средней зарплаты. Это давит на экономику дешевой рабочей силы и вынуждает платить зарплаты в конвертах», - пояснил Лейшкалнс.
Он отметил, что в соседней Эстонии ВВП на душу населения на четверть выше, чем в Латвии.
«Будь у нас ВВП на душу населения на эстонском уровне, доходы нашего бюджета были бы не 11 млрд евро, а выше. (..) А мы сейчас делим свою бедность, спорим, в какую сторону тянуть одеяло. У нас были все возможности находиться на уровне Литвы, от которой мы начали отставать в 2016 году, когда ввели дифференцированный необлагаемый минимум. От Эстонии мы отстаем с 2000 года, когда они провели реформу налоговой политики в отношении предприятий», - сказал представитель Латвийской конфедерации работодателей.