Молочники не исключают, что отрасль ждет новый кризис

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Удалось выдохнуть и начать покрывать убытки — так прошедший год характеризуют молочники. Однако стабильность отрасли вызывает опасения: фермеры признают, что никто не может сказать, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Животноводы, выращивающие голштинских молочных коров, считают, что отрасль на пороге нового кризиса, сообщает Latvijas Radio.

«В молочном животноводстве как всегда — вверх, вниз, пока мы наверху», — так итоги прошедшего года для отрасли подвела Лариса Герасимова, владелица хозяйства Ataugas. Она признала, что и ее ферме выйти из кризиса было нелегко.

«Пролили достаточно слез над прошлыми неудачами, которые были два года назад. Я думаю, что часть [хозяйств], возможно, ликвидировали, поскольку ситуация была очень тяжелой. И еще более тяжелой она была для членов кооператива Trikāta... Я в него входила, в каком-то смысле комок в горле был такой основательный, чтобы он исчез, должно было пройти время».

Мара Миесниеце, бухгалтер кооператива Piebalga, по поводу прошедшего года придерживается схожей точки зрения.

«Определенно положительные признаки, поскольку в этом году получим более 10 тысяч тонн молока, и оборот будет 4,5 млн евро, так что баланс будет положительным. После кризиса, когда и правда было тяжело — это можно было почувствовать и по предприятиям кооператива — наконец-то с ростом цены на молоко все смогли выдохнуть».

Хорошим год называет и Иева Рутковска, глава ассоциации фермеров, выращивающих коров голштинской породы. Она признала, что после двух тяжелых лет удается хоть немного покрыть убытки. Рутковска, однако, добавила: больше всего выигрывают не животноводы, а переработчики.

«Мы хотели бы с улыбкой говорить, что молочные хозяйства работали успешно, они делали все, чтобы молокопереработчки в последние пять лет — и вообще в Латвии — могли бы чувствовать себя стабильно в бизнесе. Поскольку, анализируя все цифры, мы видим, что эту тяжелую историю про эмбарго на самом деле почувствовал не тот, кто экспортирует продукт в Россию, но тот, кто производит молоко здесь, на латвийских фермах. Налогоплательщики поддержали переработчиков», — подчеркнула она.

Про грядущий год животноводы говорят осторожно. «Мы зависим от мирового рынка молока, и латвийский молочный рынок, я думаю, сложно прогнозировать — какой будет закупочная цена в будущем», — указала Миесниеце

О том, что прогнозировать сложно, говорит и Рутковска: закупочные цены уже снизились и в Европе, и в Латвии.

«Уже когда завершили квоту на 2013/2014 год, обозначилось, что 2018/2019 год будет и европейским, и общемировым годом молочного кризиса, и мы стоим на его пороге — цена молока уже стремительно идет вниз, в Европе она составит около 25 центов. Что будет с Латвией, мне грустно думать. У меня есть подозрения, что у нас в Латвии эта цена может упасть до 20 центов за литр»

Она согласилась: фермерам стоит готовиться к новому кризису. «Все показатели — последнее, что происходит в Европе — очень быстро [падают], за месяц пять центов вниз, я думаю, эта тенденция сохранится».

Рутковска считает, что есть и хорошая новость: в Латвии все больше производят и экспортируют продуктов с добавленной стоимостью, а не только молоко. И животноводы работают все более профессионально. Кроме того, латвийские покупатели доверяют местным молочным продуктам.

В прошлом году в Латвии стремительно росли цены на молочные продукты, особенно отличилось сливочное масло. Представители отрасли, впрочем, не видят предпосылок, чтобы данная группа товаров в нынешнем году подешевела. 

Как сообщал Rus.lsm.lv, летом 2016-го цены на молоко в Латвии упали до уровня, который существовал к моменту вступления в ЕС или на уровень глубоко кризисного 2009 года.

За 2016 год в Латвии, прекратили работу 135 молочных ферм. Начиная с осени 2014 года латвийские фермеры заявляют, что живут в условиях , когда закупочные цены в лучшем случае покрывают себестоимость производства (в более крупных хозяйствах) или делают это производство убыточным. Определенным выходом стало освоение новых рынков, в том числе и весьма агрессивными методами. Так, Rus.lsm.lv уже писал о том, что балтийское (и в том числе латвийское) молоко стало весьма мощным фактором на рынке Финляндии: за 2016 год в стране прекратили производство около 500 молочных ферм. За позапрошлый год суммарная выручка финских молочников (отражающая динамику закупочных цен и конкурентную ситуацию на рынке) сократилась на 40%. Это самый резкий спад во всем ЕС.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное