Опрос предприятий проводил Центр изучения общественного мнения SKDS. Замдиректора инспекции Ласма Дилба рассказала: самым шокирующим открытием было то, что 25% предприятий уверены, будто на них требования не распространяются. А ведь казалось, что столько сил и средств было вложено в просвещение общества и в Латвии, и на уровне ЕС, отмечает специалист.
По словам Дилбы, согласно опросу, 9% предприятий не сделали ничего, чтобы обеспечить соответствие требованиям европейской регулы, и «тенденция не очень хорошая». Причем поскольку исследование SKDS охватило все виды предприятий в различных отраслях — и в производственной сфере, и в сфере услуг, — то нельзя назвать несоблюдение нормативов какой-то региональной или отраслевой проблемой, подчеркнула замдиректора Госинспекции по защите данных.
Теперь встревоженная инспекция планирует новые мероприятия про разъяснению латвийским малым и средним предпринимателям норм ЕС в сфере оборота данных. Больше всего проблем с этим — именно у мелкого и среднего бизнеса, говорит Ласма Дилба. Главное, чтобы были верно поняты основные требования, «ничего страшного там нет», а ошибки допустимы, если они не критически важные, поясняет она. Инспекция помогает и тогда, когда сам предприниматель проявляет инициативу и обращается за разъяснениями.
В основном ведомство действует превентивно, говорит замдиректора инспекции. Штрафуют только за злонамеренные нарушения. В прошлом году было 97 дел, штрафов от 70 до 2000 евро назначено 26. Чаще всего нарушения касаются неинформирования людей об обработке данных или обработке данных без согласия лица и без законного основания. В трех случаях штраф был наложен за непредоставление сведений самой инспекции.
Как уже писал Rus.lsm.lv, в каждой стране Европейского союза были свои законы и требования к защите личных данных. Новый регламент, который вступил в силу 25 мая 2018 года, призван создать единую европейскую систему для компаний, которые занимаются обработкой личных данных. Этот порядок предоставляет простым жителям альянса больше прав для защиты и контроля своих личных данных.
Однако возникают и конфликтные ситуации, на которые жалуются рядовые европейцы, чьи данные закон призван охранять. Например, женщине, позвонившей из-за границы в пансионат, где содержится ее престарелая мать, отказались сообщить, каково состояние здоровья матери. В другом случае, ссылаясь на защиту данных, соседке не дали позвонить сыну пострадавшей.