Министр финансов — тот, у кого все спрашивают, где деньги, а он пытается их найти — Рейзниеце-Озола

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Новый Сейм в четверг 6 декабря принял в окончательном чтении временный бюджет на 2019 год. Он станет компромиссным решением, которое позволит государству выполнить обещанное ранее и сохранить уже введенные в этом году прибавки к зарплатам и пенсиям, но дальнейшее — уже дело нового правительства, и оно должно быть создано как можно быстрее, рассказала в интервью Латвийскому радио 4 уходящий министр финансов Дана Рейзиеце-Озола (СЗК).

Министр финансов – тот, у кого все спрашивают, где деньги, а он пытается их найти – Рейзниеце-Озола
00:00 / 00:00
Скачать

«Сегодня мы можем отметить дату – прошло два месяца после выборов. Обычно в этом время все дискуссии уже заканчиваются, все решения приняты, и все могут спать спокойно, зная, что их ждет в будущем году. В этом году всё совершенно иначе, политики не смогли еще договориться и создать новое правительство – это означает, что невозможно будет принять новый бюджет. В такой ситуации нужно предложить нестандартное решение.

Последний раз такая ситуация с бюджетом была в 2003 году. С тех пор многое изменилось – например, мы стали страной еврозоны. И мы должны свой бюджет согласовывать с Еврокомиссией», — сказала Рейзниеце-Озола.

Она пояснила, что обычный механизм таков: если не принят новый годовой бюджет, то с января государство имеет право расходовать ежемесячно только 1/12 бюджетных издержек предыдущего года.

«Но в таком случае была бы проблема: мы бы не могли внедрять те обещания, которые уже даны нынешним правительством. Например, в этом году были индексированы пенсии, была повышена зарплата учителям и предусмотрен дополнительный необлагаемый минимум в следующие два года. Если [в распоряжении государства имеется] лишь 1/12 предыдущего бюджета, то это бы значило, что в  январе, например, учителя проснулись бы с меньшей зарплатой, чем в декабре — а это было бы ненормально.

Поэтому мы со своей стороны предложили решение: берется не 1/12, но в течение временного бюджета мы берем как базу бюджет среднесрочного периода. То есть то, что мы запланировали в течение трех лет и предвидели, можно будет внедрить».

Такое решение станет, по оценке Рейзниеце-Озолы, подтверждением обещаний уходящего правительства. Именно нынешнее правительство должно предложить проект нового бюджета без изменений в избранной политике, подчеркнула она:

«Это мы и сделали со своей стороны, бюджет согласован с Еврокомиссией. Потом наступит новый период, период ответственности нового правительства, которое уже должно предложить новый бюджет, с изменением в политике государства, предлагая новые издержки и инвестиции — и, конечно, свое видение того, откуда будут браться деньги.

Я бы сказала, что самое опасное – этот период между старым и новым правительством. Я работаю в парламентской Бюджетной комиссии, и видно, что, не понимая, кто будет в коалиции, кто в оппозиции, коллеги ведут себя как потенциальная оппозиция! То есть еще до сих пор дискутируют, например, об отмене налога солидарности. Или предлагают идеи, как повысить затраты (не предлагая своего видения, откуда деньги).

Я вижу самый большой риск в том, что этот период между новым и нынешним правительством может стать «темным средневековьем». Это самое опасное, поэтому мне кажется, что очень важно, чтобы новые политические силы все-таки нашли компромисс и начали работать».

Накануне министр здравоохранения Анда Чакша заявила достаточно однозначно, что у нее после заседания Комиссии Сейма по социально-трудовым делам появилось убежденность, что увеличение зарплат медиков на 20% в следующем году состоится, прозвучало в передаче. Глава Минфина подтвердила, что медицина – одна из отраслей, которые из-за не принятого бюджета тоже ожидают решения, и принять его должно было бы новое правительство.

«Если в ближайшее время это решение принято не будет, то министр здравоохранения со своей стороны будет предлагать свое видение того, как уже с начала следующего года повысить зарплаты медикам. Мы, со своей стороны, покажем, откуда можно взять деньги — но, конечно, мы должны иметь в виду, что новое правительство должно будет подтвердить это.

На мой взгляд, у нас два основных ресурса: это финансирование, которое мы видим уже при пересмотре расходов (мы уже провели эту работу и нашли больше 50 миллионов, которые можно или оставить министерствам, или уже перераспределить, например, на здравоохранение), и второе – то, что мы выигрываем при борьбе с теневой экономикой. Каждый год мы предлагаем меры по ее сокращению, и это тоже может быть использовано».

При временном бюджете, как показывает опыт других стран Европы, государство может прожить и очень долгое время, признала министр.

«Яркий пример – Бельгия, Швеция сейчас тоже в патовой ситуации. Не могу сказать, что это хорошо, потому что

кроме здравоохранения есть и другие отрасли, которые хотят видеть перспективу. И люди, которые шли на выборы, они же ожидали каких-то перемен, новых лиц. Поэтому политики как-то  должны дать возможность новым лицам начать работу. И сдержать обещания»,

— отметила она.

Временный бюджет для Латвии — это не путь Рима и «дерзость Италии», которая сейчас сознательно идет на увеличение бюджетного дефицита и находится «в контрах» с Брюсселем, рискуя получить в ответ санкции, надеется Рейзниеце-Озола:

«Надеюсь, что нет! Но только если мы будем придерживаться рамок среднесрочного бюджета.  То есть если будет поддержано то предложение, которое мы передадим новому парламенту – это сбалансированный бюджет с минимальным дефицитом, бюджет, который уже был согласован с Еврокомиссией. Если в этом периоде не появятся новые предложения по повышению расходов без четкого предложения, откуда будут браться деньги — то все будет в порядке.

Самое тяжелое, что в этот период, когда никто не несет ответственности, можно продолжать принимать популистские решения. И тогда уже новому правительству придется потрудиться, чтобы привести бюджет в порядок».

Как ранее писал Rus.lsm.lv, уже утвержденные в первом чтении поправки к закону об управлении бюджетом и финансами позволяют государству с 1 января 2019 года ежемесячно тратить не 1/12 расходной части бюджета предыдущего года, а конкретную сумму по предложению Минфина. Это позволит обеспечить финансирование тем решениям, что были приняты Сеймом предыдущего созыва. Но поправки не позволят в 2019-м оплачивать услуги, которые в 2018 году не оказывались, и совершать инвестиции, которые не были реализованы в этом году.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное