«Помимо ситуации, которая сложилась в стране в связи с эпидемией как таковой, мы видим, что в стране начался экономический спад. Мы ожидаем в этом году достаточно глубокий экономический кризис. Поэтому мы призываем наших поставщиков нем менять цены — и сами решили цены заморозить», — отметил Троицин.
Он признал, что цены на фрукты и овощи меняются, сложно их зафиксировать — это зависит от сезонности, страны происхождения, урожая — этого или прошлого года.
«Но что касается всех остальных важных продуктов питания — нам цены удалось заморозить, и мы их действительно будем сдерживать», — подчеркнул он.
«Цены уже стабилизировались. Изначально, конечно, был шок, потому что вся цепь поставок полностью автоматизирована, и буквально за несколько дней мы пережили такой наплыв покупателей и такой спрос, какой обычно бывает в канун Рождества. Системе было сложно с этим справиться, не все поставщики смогли выполнить заказы в срок. Ситуация стабилизировалась, мы можем спрос удовлетворить», — рассказал Троицин.
Он отрицательно ответил на вопрос о том, не давят ли поставщики, вынуждая поднять цены: «Мне кажется, они очень с пониманием относятся к ситуации, не пытаются на ней заработать. Даже наоборот: многие сообщили, что инициативу поддерживают, цены фиксируют и обязуются их на время ситуации не поднимать».
При этом привычки покупателей, по словам Троицина, почти не изменились:
«Мы все реже ходим в магазин. Если раньше это было 3 раза в неделю, может быть, чаще, то теперь покупатели стараются ходить реже, может быть, раз в неделю, но покупать продукты на более длительный срок. Соответственно, очень выросла корзина покупателей, но их в магазине стало меньше. Ситуация нормальная, мы не чувствуем ни какого-то роста, ни большого спада.
По категориям товаров спрос существенно не изменился. Что мы видим — меньше стали покупать импортные товары, такие, как сладости, конфеты, печенье — то, что обычно покупатель выбирал, приходя в магазин. Теперь покупатели делают списки до прихода в магазин, покупают более аккуратно, может быть, более экономно, но все же те же товары, что и раньше»
Иная, однако, ситуация с алкоголем:
«Изменился спрос на алкоголь — стали меньше покупать алкогольных напитков, что тоже вполне объяснимо тем, что люди меньше времени проводят в компаниях, на каких-то праздниках, мероприятиях», — считает Троицин.
«Мы в будущем видим экономический кризис. Мы ориентируемся на стабилизацию, но осознаем, что покупатели, вероятно, будут выбирать более дешевые товары. Соответственно, я думаю, что в единицах товара мы будет продавать столько же, но стоимость будет меньше. Вероятно, оборот в сфере розничной торговли продуктами может снизиться, — полагает он.
Изменение ассортимента овощей и фруктов связано больше с изменением сезона, по словам Троицина. Сейчас магазины переходят к весеннему.
«В Испании, Италии, Греции были небольшие перебои с поставками товаров, были некоторые задержки. Но на данный момент ситуация стабилизировалась, и мы больше не видим задержек в поставках», — добавил он.
«В данный момент мы не видим рисков какого-то дефицита. Если мы об этом могли говорить в начальной стадии кризиса, то теперь ситуация полностью стабилизировалась», — подчеркнул Троицин.
Ассоциация латвийских торговцев заявила: она ожидает, что краж в магазинах будет больше Троицин с этим согласен:
«Когда меняется экономическая ситуация, люди остаются без работы или получают существенно меньше, криминогенная ситуация ухудшается. Мы пока не видим изменений, но разделяем эти опасения»
Из-за Covid-19 во многих европейских хозяйствах приостановилось производство. Это может привести к уменьшению импорта некоторых продуктов. В то же время это шанс для местных производителей увеличить свое присутствие в латвийских магазинах. Об этом сейчас дискутируют Министерство земледелия и сельскохозяйственные организации, сообщает передача «Домская площадь» Латвийского радио 4.