Нет в Латвии строительного объекта, где компания Kalnozols un partnieri в начале 2000-х не принимала участие. «Если мы не строили, тогда проектировали. Если не проектировали, то сдавали в аренду технику. Если не аренда, то привозили материалы», - вспоминает Валдис Калнозолс. Компания Kalnozols un partnieri строила Lido на Краста, здание Латвийского банка и даже Рижскую думу. Оборот концерна был 42 миллиона евро в год. Но часть заработанных денег приходилось отдавать на откаты.
«Пять строительных компаний (в том числе, Skonto būve, Re&Re, Velve) договаривались, кто, что будет строить», — рассказывает Калнозолс. Потом, по его словам, был один человек, который знал половину Риги. К нему надо было подходить и договариваться. «Он организовывал, как перечислить откат. И дальше делал так, чтобы условия конкурса по закупкам писались под твою компанию», - рассказывает предприниматель.
На вопрос, о каких суммах шла речь, предприниматель рассказал, что в год на откаты, которые тогда называли oliņas, его компания платила 500 тысяч латов, тогда как сама зарабатывала 50 тысяч. В 2005-м в Регистре предприятий было 3 тысячи строительных фирм, в 2008-м — 6,5 тысяч. По словам Калнозолса, по началу откаты платились хаотично, но потом одна политическая партия все расставила по полочкам, сделали схему. На вопрос, были ли это «оранжевые» или Народная партия, Калнозолс отвечает: «Может быть». И добавляет: «Марис Мартинсонс какое-то время был ключевой человек, с кем говорить. Хочешь строительный договор в Латвии, вот Марис Мартинсонс — тот человек, с кем говорить».
Марис Мартинсонс сейчас проходит по нескольким уголовным делам. Его обвиняют в посредничестве в даче взяток. Его имя также звучит в деле о картельном сговоре строительных компаний.