Когда мама Зане Бояре вышла на пенсию, дочь видела, как много в ней еще потенциала. Но трудоустроиться в таком возрасте — задача не из легких. Предприимчивая женщина решила помочь таким, как ее мать: Зане открыла предприятие по изготовлению ковров — и наняла только пенсионеров.
Зане рассказала, что одновременно выходила на пенсию и мама ее бизнес-партнера. «Мы видели, как трудно, когда социальная система меняется. Ты был нужен, а потом у тебя нет коллег, нет социального круга, иногда даже нет смысла вставать с утра. И увидев эту проблему, зная, что сегодня тебе 62, а ты еще так много можешь сделать...
Я придумала, что это такая хорошая возможность: соединить дизайн и людей, которые хотели бы что-то делать, куда-то идти»,
— добавила она.
Помочь социально незащищенным слоям населения пытается и предприятие по производству велосипедов Hopp. Однажды там сконструировали трехколесное транспортное средство — и поняли, что оно может стать отличным подспорьем для людей с ограниченными возможностями.
«Мы не просто производители, мы сами ищем самые разные формы сотрудничества с фондами, с благотворительными организациями и частными компаниями, которые могли бы помочь купить эти велосипеды тем семьям, например, с детьми-инвалидами, которые не могут сами себе это позволить.
Потому что для многих семей в Латвии такая вещь — роскошь, но она очень важная», — пояснила представитель компании Мадара Макаре. Она пояснила, что речь идет не только о физическом развитии, но и о социализации.
Эти два предприятия — яркий пример социального предпринимательства. Этот вид деятельности осуществляется на стыке благотворительности и традиционного бизнеса. Его цель — не получение прибыли, а решение социальных проблем. Кто-то трудоустраивает пенсионеров, кто-то помогает инвалидам интегрироваться, кто-то — обучает. Так, например, Видземский центр инноваций и предпринимательства открыл четыре научных центра, где дети и взрослые получают дополнительное образование.
«Мы создали такие центры в четырех больших городах Латвии. Это позволяет людям — особенно родителям с детьми — приходить и показывать детям, почему надо учиться»,
— пояснил глава организации Паулс Ирбинс. По его словам, одно из главных достижений центра в том, что у детей процесс обучение начинает ассоциироваться с положительными эмоциями.
Сейчас в Латвии социальное предпринимательство существует в виде термина. Фактически такие бизнесмены трудятся либо как коммерсанты, либо как общественные организации. Ни тот, ни другой вид не отвечает критериям этого вида деятельности. Но с нового года все изменится.
С 1 января в силу вступит закон о социальной предпринимательской деятельности. Там будет введен официальный термин социального предприятия. Таким фирмам не нужно будет платить подоходный налог, но и прибыль им нельзя будет получать. То, что они заработают, должны будут потратить на достижение социальной цели, которая прописана в уставе. Проще говоря, они не смогут получать дивиденды.
Сегодня в Риге состоится международная конференция, на которой соберутся представители социальных предприятий их разных стран. Почему в Швеции этот вид деятельности развит больше, чем в других странах? Как он регулируется у соседей и какие шаги необходимо сделать, чтобы соцпредприятиям жилось лучше? Именно эти вопросы станут главными в повестке дня.