«Мы не в такой глубокой яме, как туризм. Но то, что в начале года закрылись рестораны, закрылись границы, то, что международная логистика остановилась – естественно, это оставило свой след. И сейчас у предприятий очень много дополнительных затрат на гигиену – на маски, защитную одежду, дезинфектанты. Да, отрасль работает, но вначале был коллапс, и она еще не достигла докризисного уровня», – описала ситуацию в пищевой промышленности И. Шуре.
Впрочем, признает она, спад оказался не столь уж глубоким, поскольку есть всем надо, а экспорт восстановился довольно быстро.
«Но главное – то, что в Латвии есть и сырье, и перерабатывающая промышленность, и мы сами можем для себя произвести полностью все, что необходимо. Да, возможно, ассортимент будет не таким широким, возможно, не будет каких-то специфических любимых продуктов. Но посмотрите: мы заполнили опустевшие полки за пару дней», – напомнила она тот период, когда жители в ожидании локдауна закупали продукты про запас в огромных количествах, оставляя за собой пустые прилавки.
Комментируя влияние Covid-19 на потребительские привычки в потреблении продуктов питания, И. Шуре сообщила, что в этом году соответствующее исследование проходило как раз во время коронавируса, и оно показало: главным фактором выбора является цена.
«Так было и раньше, но не настолько сильно выражено. 82% людей рассматривают цену как главный фактор. Оно и понятно: если фирма, где ты работаешь, остановлена, если полная изоляция, конечно, использование каждого цента требует осмысления. Конечно, есть и такие, кто покупают любимые продукты, не глядя на цену, но их не очень много. Второй фактор – качество. Если сравниваем 2016 и 2020 год, то на 3 процентных пункта выросла доля тех, кто обращают внимание на качество [при выборе продукта]. И очень выросли требования к вкусовым качествам – особенно среди людей в возрасте до 29 лет. Они более открыты для новых продуктов и ищут варианты», – сказала она.
Для латвийских производителей продуктов питания также оказался очень важным внутренний рынок, показал весенний локдаун. И тогда же выяснилось, что одно только внутреннее потребление вряд ли поддержит отрасль на плаву - ей неизбежно будет нужна помощь государства.