Автор инициативы, депутат Сейма от Союза «зелёных» и крестьян Арманд Краузе рассказал в передаче Латвийского радио 4 «Домская площадь», что в 2013-м, когда он начал продвигать свою идею, он еще не был политиком, а являлся зампредседателя Совета сельскохозяйственных организаций.
«Тогда, как и сейчас, моей целью было добиться, чтобы земля оставалась в собственности граждан Латвии. Потому что в 2014 году закончился переходный период после вступления Латвии в ЕС, когда мы еще могли запрещать продажу земли иностранцам», - пояснил он.
Краузе признаёт, что и в период действия запрета иностранцы обходили эту норму закона, отыскивая способы получить землю через латвийских юридических лиц.
«Но все-таки открыто это было невозможно. И больше года политики дискутировали, какой закон принять, как ограничить... Тогда в Сейме как раз были поправки к закону об окончании приватизации в сельской местности. Сейчас они уже приняты, но там ничего не сказано об иностранцах.
Мы в Евросоюзе, и там – критерии, которые фактически дискриминируют граждан Латвии. Например, я как агроном и сельскохозяйственник могу покупать землю, а вы как журналист – не можете, потому что у вас нет соответствующего образования и опыта.
Считаю, это нечестно, потому что у нас очень много фермеров – бывших горожан, не имеющих профильного образования, но они сейчас работают, развили свои большие, хорошие хозяйства. Еще тогда я счел такой критерий дискриминацией, а также настаиваю: нужно думать, как запретить продажу земли иностранцам, но никак не нашим жителям», - поделился Краузе.
Депутат признаёт: находясь в Евросоюзе, «некоторые вещи мы не можем делать свободно», потому что Латвия взяла на себя определенные обязательства.
«Но если есть договор и законодательство Евросоюза – есть и официальный путь для того, чтобы предлагать изменения, – подчеркивает он. – Моя инициатива предлагает изменить наш договор о вступлении в ЕС и предложить дискуссию и другим странам Евросоюза, потому что эта проблема существует во всей Европе, и мы должны как-то сократить возможность и иностранцам из третьих стран покупать землю».
По данным Краузе, такого рода дискуссии уже велись в Восточной Европе – в Венгрии и Румынии, недовольны покупкой земли иностранными инвестфондами и сельскохозяйственники в ФРГ:
«Политики в Германии пока об этом не говрят. Зато говорят французы. У которых закон уже довольно строгий, там трудно купить землю – официально можно, но сама процедура очень трудна.
Французы недовольны: были случаи, когда их виноградники покупали граждане третьих стран. То же в Великобритании, где фермы в живописных местах по сходной цене скупают иностранцы, но затем не развивают их. Но такого тоже не будет, что все в Евросоюзе будут против».
Краузе поясняет, что его предложение относится только к сельскохозяйственным и лесным угодьям – иностранные инвесторы по-прежнему смогут покупать землю под строительство производств, под частный дом или другой проект, но сельхозугодья – это «особый ресурс», к тому же он неуклонно сокращается (как по природным причинам вроде эрозии, так и из-за деятельности либо бездеятельности людей).
«В мире такой земли становится все меньше, значит – это особый ресурс. Как и леса, которые мы стремимся сохранять, ведь это легкие нашей планеты. И вот по этим двум особым позициям, я считаю, могут быть какие-то отклонения от правовых норм ЕС», - убежден политик.