Принадлежащий правительству Москвы и возглавляемой Союзом «зелёных» и крестьян (СЗК) Елгавской думе завод AMO Plant простаивает уже два года. Производство, начавшееся тут пять лет назад, завершилось тем, что выпущенные десять автобусов без конкурса за десять млн. евро приобрела та самая Елгавская дума. В общей сложности в Елгаве собрано 14 автобусов, часть из которых курсируют в Елгаве, часть — в Юрмале.
AMO Plant задолжал миллион евро Службе госдоходов, а ещё миллионы евро – многочисленным кредиторам. Не рассчиталось предприятие и с работниками. Этим летом самоуправление Елгавы прекратило защищать компанию от кредиторов, и был начат процесс неплатежеспособности.
За пару месяцев администратор процесса неплатежеспособности Алексей Панасин провёл несколько аукционов по продаже собственности AMO Plant. Насколько они были успешными, он не раскрывает.
Наиболее ценное имущество без конкуренции на торгах выиграла государственная финансовая компания Altum, в своё время предоставившая AMO Plant кредит под оборотные средства в 3,5 млн. евро. Административное здание и производственный комплекс были проданы за 2,5 млн. евро.
Руководитель департамента исполнения обязательств кредитного учреждения Айнар Барбейс считает, что это имущество будет продано за гораздо большую цену, что позволит вернуть вложенные средства.
«Altum тут не заплатил ни копейки. Если нам удастся продать эти объекты хотя бы на миллион дороже, будет очень здорово. По мнению наших экспертов, это того стоит и мы сможем вернуть вложения», - говорит Барбейс.
Представитель Altum также отметил, что других претендентов на эту собственность не было в виду специфичности объекта.
Пока AMO Plant годами простаивал, мэр Елгавы Андрис Равиньш (СЗК) неоднократно выступал с заявлениями, мол, самоуправлению удалось найти инвестора. Но до сих пор все попытки привлечь «новый импульс» для развития производства со стороны властей Елгавы заканчивались лишь переговорами.
По словам одного из ведущих экспертов в сфере неплатёжеспособности – адвоката Гатиса Флинтерса из бюро Borenius – в самом факте, когда кредитор выкупает собственность с торгов, ничего необычного нет. Но только при условии, когда есть обоснованные предположения о возможности перепродать его подороже.
«Риск может заключаться в том, что этот план не удастся реализовать. Потому что отрасль через пару лет может уйти в стагнацию, или же просто не удастся найти предпринимателей, заинтересованных в таком активе. Вложение, в таком случае, придётся списать. Кроме того, предприятие сталкивается с издержками на содержание объекта, которые оно возьмёт на себя в ожидании инвестора. Всё это может принести дополнительные убытки», - поясняет Флинтерс.
Кроме того, учитывая, что большинство акций принадлежали правительству Москвы, и лишь их малая часть – самоуправлению Елгавы, возникает вопрос – были ли использованы все возможности по обращению к владельцам.
«Есть и другие способы возвращения вложенных средств. Можно взыскать убытки с поручителей или же прежних владельцев предприятия, если их действия были злонамеренными. И пытаться вернуть средства таким способом», - говорит Флинтерс.
Если Altum не удастся продать эту собственность по более высокой цене, вложенные государством средства могут быть потеряны в двойном объёме. Кроме того, и новое руководство Altum было публично связано с партиями власти, в том числе и СЗК.