Главная проблема с дигитальным евро — контроль денежных потоков — Рунгайнис

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Европейскому Центробанку нужно быть готовым ввести собственную дигитальную валюту, заявила глава ЕЦБ Кристин Лагард. С 12 октября в ЕС начнется трехмесячное общественное обсуждение проекта дигитальной валюты. С ее введением связаны как преимущества, так и проблемы, рассказали финансовые специалисты в передаче Латвийского радио 4 «Домская площадь».

Главная проблема с дигитальным евро - контроль денежных потоков - Рунгайнис
00:00 / 05:40
Скачать

Деньги, как эквивалент стоимости, за всю историю человечества обретали разную форму. В древние времена это были кости, ракушки, шкуры, меха, даже живой скот, соль, сахар, крупа — обычно что-то ценное в обиходе. Потом появились монеты из металла, а позже и бумажные деньги. Но эволюция денег продолжается по сей день. Кто мог представить в начале прошлого века, что рассчитаться за товар можно будет без наличия денег в руках? Сегодня безналичные расчеты из года в года обретают все больший вес в платежах населения, говорит представитель Банка Латвии Янис Силакалнс:

«Это показывает, что безналичные деньги укрепляют свои позиции. А всё из-за того, что эти деньги начинают обладать теми же свойствами, что и наличные. К примеру, если раньше платеж из одного банка в другой требовал нескольких дней, сейчас, когда у нас мгновенные платежи, это занимает доли секунды.

Безналичные деньги обретают те же способности, которые раньше были только у наличных».

Однако технологии продвинулись настолько вперед, что, вполне возможно, уже в будущем году будет принято решение об эмиссии дигитального евро. Сегодня многие технологические компании предлагают платежи в собственной валюте. Первым был биткойн, за десять лет появились более двух тысяч различных криптовалют. Фактически это — цифровая программатура без всякого реального обеспечения. Тем не менее, многие компании принимают к оплате такую валюту. В чем здесь секрет, рассказал программист, специалист по криптовалютам Константин Василенко:

«Биткойн, как и PayPal — это просто инструмент для оплаты. То есть они доверяют компании PayPal, что если они примут через PayPal деньги, то PayPal им потом на банковский счет их в евро начислит».

Впрочем, вызывает опасение то, что таким образом целый поток транзакций выпадает из поля зрения центробанков, и значит, часть денег в обороте становится неподконтрольной, комментирует инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис:

«Так называемые криптовалюты набирают больше объема, и получается, что часть денег оборачивается так, что ее центральные банки практически не видят, не знают и не контролируют. Это то, почему, например, биткойн или другая частная валюта не может стать всемирной валютой. Потому что государство этого в конце концов, никогда не допустит».

Сейчас, как поясняет представитель Банка Латвии Янис Силакалнс, растущий рынок криптовалют — вызов для еврозоны. Нужно успеть запрыгнуть в последний вагон и предложит собственную дигитальную валюту — евро, иначе ситуация может выйти из под контроля.

«Если центральные банки не будут ничего делать, то рано или поздно люди, которые любят инновации, технологии и всё новое, просто перестанут использовать традиционные деньги. Они будут использовать эти общие деньги, которые частный сектор предлагает. И это один из вызовов — успеть запрыгнуть в этот поезд и предложить обществу дигитальные деньги из рук центрального банка. В нашем случае это дигитальный евро. Центральный банк гарантирует своими золотыми запасами, что это — обеспеченные деньги», — сказал Силакалнс.

Программист Констатин Василенко cчитает, что цель введения дигитального евро — в том числе увеличить прозрачность денежных потоков:

«Представим, что сделали виртуальный евро. И его положили поверх этой блокчейн-технологии. Естественно, для банков и вообще для стран будет гораздо прозрачнее контроль финансовых рынков и денежных потоков — потому что они всегда, в любой момент времени будут знать, где деньги находятся. В этом как раз плюс для государств в борьбе с коррупцией».

Между тем, мы уже делаем перечисления безналичными, и по большому счету, есть очень тонкая грань в понятиях «безналичные расчеты» и «дигитальные деньги». Разница лишь в форме платежа, говорит Гирт Рунгайнис:

«Уже существуют некие гибридные формы во многих местах, где ты можешь свои деньги держать на своем телефоне и ими рассчитываться — без какого-либо посредства какого-либо банка».

Как отмечает ЕЦБ, сейчас еще предстоит решить вопрос эмиссии дигитального евро: будет ли он подкреплен реальной валютой, или это будут виртуальные деньги.

При этом как уверяет ЕЦБ, наличные никуда не денутся — дигитальный евро станет лишь удобным дополнением.

Янис Силакалнс поясняет: наличные еще долго останутся в ходу, на них есть спрос.

«Наличные деньги сохранят свои позиции. И мы видим даже ежегодный рост наличных в пределах 5%. Это данные по еврозоне. Нор доля в общем объеме, конечно, понемногу сокращается. И сейчас доля наличных денег в Латвии — 32%. Конечно же, наличные деньги в нашей жизни есть и будут — и очень надолго. В течение нашей жизни наличные деньги сохранятся».

Многие страны, например, южноевропейские, где не сильно развиты безналичные платежи, вряд ли захотят отказаться от наличных денег. Именно за счет таких стран, как Испания, Италия, даже Германия, прирастает количество наличных в обороте, отметили в Банке Латвии.

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, Ассоциация финансовой отрасли еще в 2018 году выражала готовность работать с криптоактивами, но указала, что Службе госдоходов нужно определиться, как они будут облагаться налогами, а банкам необходимо учитывать, что это активы повышенного риска.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное