По данным LTV, зарплата Мартина Гаусса в 1 млн. евро в прошлом году – выше, чем заработок его коллеги из финской авиакомпании Finnair Пекки Вуарамо (866 тыс. евро) и руководителя голландского KLM (855 тыс. евро). При этом передача подчеркивает, что Finnair и KLM являются международными лидерами на этом рынке. KLM перевез в десять раз больше пассажиров, чем airBaltic, а Finnair – вчетверо больше.
Сам Гаусс эти данные не комментирует, как и ответственный за транспортную отрасль министр – зарплаты в airBaltic назначает совет предприятия. Председатель совета национальной авиакомпании Николай Булманис говорить на камеру отказался. Но по телефону он пояснил, что Гаусс выполнил поставленные перед ним задачи, в том числе и по показателю прибыли до уплаты налогов. Более детально узнать принцип начисления зарплаты шефу airBaltic не удалось, но из разговора стало понятно, что жалование Гаусса составляет около 500 тыс. евро в год, а все остальное – премия
«Мы сознательно избегали этих разговоров в совете. И я не хотел бы сейчас говорить о договоре, который имеет статус конфиденциального», - заявил Булманис.
Вторым щедрым предприятием, доли которого принадлежат государству, является Latelecom. В прошлом году его глава Юрис Гулбис заработал на этой должности 313 242 евро. De facto отмечает, что вознаграждение Гулбиса втрое выше, чем в среднем зарабатывают главы телекоммуникационных предприятий в странах Балтии (эти суммы можно найти в исследовании, проведенном Центром межведомственной координации). Он получает и в полтора раза больше, чем руководитель второго владельца Lattelecom – глава Telia Sonera Мэри Эрлинг в 2016 году заработала 193 105 евро. Совет Lattelecom размер зарплаты Гулбиса не комментирует.
Передача отмечает, что государство может контролировать зарплату должностных лиц только в том случае, когда он работает в госпредприятии или структуре, полностью принадлежащей государству. И если даже один процент его капитала находится в частных руках, размер жалования и прочие бонусы определяет совет предприятия – по своему предпочтению.
По данным Центра межведомственной координации руководители полностью принадлежащих государству компаний – Latvenergo и Latvijas dzelzceļš – получают примерно столько же, как и их коллеги в Эстонии.