Rus.Lsm Сегодня вечером

Освободить центр: mission impossible?

Rus.Lsm Сегодня вечером

Сколько стоит новый учитель?

Новый кризис молочной отрасли

Фермеры вновь говорят о кризисе: молоко резко подешевело

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Это новый кризис отрасли. Так о резком снижении закупочных цен на молоко в новом году говорят в Ассоциации сельхозкооперативов. В первые дни января цены на сырье упали на 5-7 центов, сообщает программа «Сегодня вечером» LTV7.

Владелец двух агрофирм Эдгар Силакалнс уже подумывает свернуть молочный бизнес и заняться растениеводством. События начала года стали для него громом средь ясного неба.

«Мы были самые большие молокопроизводители. Одну ферму ликвидировали. У нас было 2500 коров. Тысячи уже нету. Сейчас не понимаем, что делать»,

— рассказал Силакалнс.

Организации молочников собрались сегодня в Министерстве земледелия в надежде на поддержку.

«С нового года у нас повысилось дизельное топливо, электричество, минималка. У крестьянина тоже все повышается», — отметила Мирдза Фелдмане, глава Объединения молочных организаций Ассоциации сельхозкооперативов.

Крестьян возмущает, что закупочные цены упали резко без видимой причины. Они винят производителей, те оправдываются.

«Зайдем в магазин посмотрим. Там дешевая молочная продукция? Я не вижу»,

— заявила Фелдмане.

«Из переработанного в Латвии молока лишь 30% продукции остается здесь, остальное идет на экспорт. Потому латвийские переработчики очень связаны с мировым и европейским рынком. Колебания цен происходят и в Европе, и они будут наблюдаться и впредь», — указал Янис Вайводс, глава Latvijas piens.

Производители молока ждут поддержки от Министерства земледелия, ведь ниже себестоимости продавать продукцию смысла нет. Председатель правления Совета по сотрудничеству сельхозорганизаций Эдгар Трейбергс настроен решительно.

«Это 67 организаций. И в основном наши участники-молокопроизводители говорят, что нынешняя цена устраивает. Но мы по опыту знаем: цена, начавшая падать, продолжает это делать. В прошлый раз она упала у некоторых хозяйств до 18 центов за литр и даже ниже. Но, тем не менее, глядя в магазине на молочные продукты, мы видим, что там эти цены так быстро не падают — или вообще не падают»,

— указал он в интервью Латвийскому радио-4.

В Латвии около семи тысяч фермеров, производящих молоко. Янис Миса глава кооператива Piena Ceļš, удивлен, что никто до сих пор не подсчитал себестоимость литра молока. Он считает, что в интересах государства не допустить разорения производителей, ведь тогда оно недополучит налог — НДС.

«В нашем кооперативе 50 фермеров... От других кооперативов мы отличаемся тем, что нам принадлежит и перерабатывающий завод, поэтому мы на данный момент в лучшем положении, чем другие... Латвия производит в два раза больше молока, чем потребляет, и поэтому половина молока должна экспортироваться. Если на экспортных рынках цены падают, то неизбежно будет и падение закупочных цен. В интересах государства, чтобы больше молока перерабатывали в Латвии, а не выводилось в Литву»,

— отметил он.

В министерстве говорят — все не так плохо. Благодаря программам поддержки — и со стороны ЕС, и со стороны государства — отрасль удалось сохранить. Хотя закупочные цены на молоко в Латвии — одни из самых низких в ЕС.

«Пару лет назад Латвия [по закупочным ценам] была последней. А в ноябре прошлого года — 7-я снизу. Средняя цена по ЕС — 37 центов. Это и для Европы тоже очень высокая цена»,

— подчеркнул Зигмар Киканс, директор Департамента рынка и прямой поддержки Минземледелия.

«Тенденция, которую мы видим – производство молока и других сельхозпродуктов во время введения эмбарго прекратили тысячи хозяйств, но стоит понимать, что это именно те, что производили молочную продукцию для собственного употребления, для себя. Среди крупных хозяйств, которые прекратили производство молока после эмбарго, единицы, их совсем немного. Нет никаких инструментов, которые на правительственном уровне могли бы заставить прекратить производство, это свободный рынок.

В то же время у нас есть масса всевозможных инструментов программы поддержки крестьянских хозяйств, есть разные стимулы развития. В глобальных масштабах – на рынках снизились цены на все промышленные продукты, мировая тенденция – вслед за таким снижением снижаются закупочные цены.

Как будет в Латвии, предсказать сложно, надо говорить с каждым переработчиком отдельно. Напомню, что 2 года назад встал вопрос о том, что представители ЕС имеют право сами регулировать и условия, и сроки заключения договоров на закупку молочной продукции, наши крестьяне сами отказались от этой идеи и дальше ее продвигать не стали. Поэтому сейчас они не защищены от скачков цен.

В Литве правительство осуждает возможность выделить 20 миллионов евро на поддержку производителей молока. В Латвии пока такого в планах нет», — заявил Киканс.

«Мы 7-е с конца. Это 32 цента. У последнего — 30 центов. Разница в 2 цента. Мы все равно в самом низу. Среднее по Европе — 37 центов. К тому же себестоимость молока у нас такая же, как в ЕС — 30-35 центов. А закупочная — намного ниже, потому каждое падение в 5 центов — это почти смертный приговор для хозяйства»,

— отметил Гунтис Гутманис, член правления Совета по сотрудничеству сельхозорганизаций.

«Посмотрите, что творится в деревнях — пустые дома. Чего мы добиваемся? Люди, которые еще работают, пусть уходят?» — недоумевает Фелдмане.

Впрочем, на этот вопрос ответа в министерстве сегодня не дали.

Фермеры вновь говорят о кризисе: молоко резко подешевело
00:00 / 00:00
Скачать
Удалось выдохнуть и начать покрывать убытки — так прошедший год характеризуют молочники. Но фермеры признают, что никто не может сказать, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Животноводы, выращивающие голштинских молочных коров, тоже считают, что отрасль на пороге нового кризиса. 

В прошлом году в Латвии стремительно росли цены на молочные продукты, особенно отличилось сливочное масло. Представители отрасли, впрочем, не видят предпосылок, чтобы данная группа товаров в нынешнем году подешевела. 

Как сообщал Rus.lsm.lv, летом 2016-го цены на молоко в Латвии упали до уровня, который существовал к моменту вступления в ЕС или на уровень глубоко кризисного 2009 года.

За 2016 год в Латвии, прекратили работу 135 молочных ферм. Начиная с осени 2014 года латвийские фермеры заявляют, что живут в условиях , когда закупочные цены в лучшем случае покрывают себестоимость производства (в более крупных хозяйствах) или делают это производство убыточным. Определенным выходом стало освоение новых рынков, в том числе и весьма агрессивными методами. Так, Rus.lsm.lv уже писал о том, что балтийское (и в том числе латвийское) молоко стало весьма мощным фактором на рынке Финляндии: за 2016 год в стране прекратили производство около 500 молочных ферм. За позапрошлый год суммарная выручка финских молочников (отражающая динамику закупочных цен и конкурентную ситуацию на рынке) сократилась на 40%. Это самый резкий спад во всем ЕС.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное